Во всех странах мира ведется ожесточенная борьба за господство в воздухе. В бешеной подготовке фашистских стран к новой мировой войне борьба за мощный воздушный флот приобрела доминирующее значение.
На одном из первых мест в числе задач качественного усиления авиации стоит задача повышения высотности полета.
Один из решающих моментов в авиации — это скорость. Но летать с большими скоростями в нижних слоях атмосферы трудно вследствие большой плотности воздуха.
Авиация должна подняться на большие высоты, чтобы в разреженных слоях воздуха добиться больших скоростей полета, уйти от неблагоприятных метеорологических условий, часто господствующих в нижних слоях атмосферы, и в случае военной обстановки уйти за пределы досягаемости зенитной артиллерии.
Посмотрим, каких результатов добилась мировая авиация в борьбе за высоту.
В Италии создан специальный стратосферный центр, работающий под личным наблюдением Муссолини. В особой школе итальянские летчики проходят специальную тренировку и совершают систематические высотные полеты.
В Северо-Американских Соединенных Штатах гигантский стратостат Эксплорер-11 установил мировой рекорд высоты полета — 22 066 м. Известный американский летчик Вилли Пост совершил ряд интересных стратосферных полетов, реализовав на практике преимущества полета на большой высоте. Во время перелета из Лос-Анжелоса в Нью-Йорк в марте 1935 г. он достиг скорости до 550 км/час, в то время как в нижних слоях атмосферы его самолет имел скорость около 250 км/час.
Во Франции, Англии и Германии уже несколько лет ведутся работы по созданию специальных стратосферных самолетов, так называемых стратопланов, для полетов на высотах в 14—16 км.
Наиболее яркую картину напряженной борьбы за высоту дают рекордные полеты, которые выражают максимальные достижения в этой области.
В 1933 г. французский летчик Густав Лемуан поднялся на самолете Потез-50 на высоту 13 661 м. Этим полетом Лемуан побил прежний рекорд высоты английского летчика Увинса, равный 13 404 м.
Через полгода: после полета Лемуана итальянский пилот Ренато Донати поднялся на высоту 14 433 м. Для этого полета на авиационных заводах Капрони был построен специальный самолет Са-114а с мотором в 530 л. с. и четырех лопастным дюралевым винтом с изменяющимся в полете шагом. Сам пилот был одет в теплый меховой костюм и снабжен кислородным прибором для дыхания в разреженном воздухе. Рекордный полет состоялся близ Рима в апреле 1934 г. Достигнув стратосферы, Донати почувствовал сильное недомогание. Несмотря на то, что самолет продолжал еще идти вверх со скоростью 3 м/сек, Донати решил начать спуск. Постепенный спуск на землю прошел благополучно, но сразу же после посадки пилот потерял сознание, и самолет стал кружиться по аэродрому, пока подбежавшие механики не остановили его. Потеря сознания была вызвана, по словам Донати, резкой переменой внешней среды.
Задачи стратосферной авиации
Полеты на большие высоты требуют особой заботы о предохранении жизни пилота. При полете в стратосферу необходимо защищать человеческий организм от низкой температуры и низкого давления воздуха. В решении этого вопроса выявляются два пути: устройство герметических кабин или создание специальных костюмов — скафандров. При полете у нижней границы стратосферы скафандр можно заменить утепленным костюмом и кислородной маской.
Следующей столь же важной задачей является создание высотного двигателя, сохраняющего свою мощность при полете в разреженных слоях воздуха. Для нормальной работы авиадвигателя требуется определенное количество воздуха. Работая у поверхности земли, авиационный двигатель засасывает внешний воздух с давлением в 1 ат. На больших же высотах, где воздух сильно разрежен, двигатель станет получать меньшее количество воздуха, в его цилиндрах не сможет происходить нормального горения топлива, и мотор будет давать гораздо меньшую мощность.
Чтобы сохранить мощность мотора, на высотных самолетах надо устраивать специальные нагнетатели, которые засасывают разреженный воздух, сжимают его до нормального давления и затем подают в цилиндры двигателя. Нагнетатели представляют собой сложные механизмы, обладающие большим весом.
На их работу приходится затрачивать часть мощности мотора, и притом чем более разрежен внешний воздух, тем большую долю всей мощности двигателя приходится тратить на работу нагнетателя.
Устройство нагнетателя не исчерпывает всей задачи. Мощность авиационного двигателя передается на воздушный винт, который создает тянущую силу. Сила тяги винта зависит от количества ометаемого им воздуха и от той скорости, с которой масса воздуха отбрасывается винтом назад. В разреженных слоях атмосферы обычный винт, загребая меньшее количество воздуха, будет давать пониженную тягу.
Чтобы получить от винта нужную тягу, необходимо изменить его конструкцию. Высотные винты делают с большим диаметром, обычно с большим числом лопастей, и придают им большую скорость вращения. Чтобы один и тот же винт мог эффективно работать и в стратосфере и в нижних слоях воздуха, его делают с поворачивающимися во время полета лопастями.
От успешного решения задач сохранения жизни пилотов и создания высотного двигателя зависит в основном развитие стратосферной авиации. Но, кроме того, перед высотной авиацией стоит еще ряд технических задач, без решения которых нельзя говорить о создании надежных стратопланов.
Над решением всего комплекса этих сложнейших технических проблем работают авиационные фирмы и военные лаборатории всего мира, j
В течение полутора лет после полета Дотати ни одной из стран не удалось поднять свой самолет на большую высоту.
Мировой рекорд Коккинаки
Главное соперничество в борьбе за высоту развертывалось между США, Францией и Италией, которым принадлежали все рекорды высоты.
Но вот на арену мировой борьбы за лучшую авиационную технику вышла молодая социалистическая страна со своей новой промышленностью, со своими смелыми людьми, овладевшими передовой техникой. И неожиданно для всех вдруг появилось известие о том, что советский пилот поднялся на 14 575 м.
Победоносное продвижение советской авиации ввысь началось с рекордного полета летчика Евсеева 10 августа 1935 г. Виктор Евсеев совершил подъем в стратосферу, достигнув высоты 11 080 м. На этой высоте он пробыл полтора часа, в течение которых дышал кислородом; из специально сконструированного им прибора, доказавшего полную надежность во время работы. Этим полетом был установлен новый всесоюзный рекорд высоты, перекрывший более чем на километр предыдущий рекорд, установленный в 1932 г. летчиком Поповым (9 960 м).
7 сентября т. Евсеев повторил полет, достигнув высоты 12 020 м.
20 ноября 1935 г. летчику Коккинаки удалось установить новый всесоюзный рекорд высоты—13 000 м. На другой день, 21 ноября, Коккинаки снова вылетел в стратосферу. Перед подъемом специальная комиссия тщательно осмотрела весь самолет и запломбировала приборы, которые должны были показать достигнутую высоту подъема. Старт был дан в 12 ч. 35 м. В 13 ч. 37 м. Коккинаки вернулся из стратосферы. Результатом полета было достижение нового мирового рекорда: высота подъема была определена комиссией в 14 575 м.
Мировое достижение в области высоты полета было завоевано Советским союзом1. При этом особенно ценным было то, что, как сказал конструктор самолета т. Поликарпов, «мы поставили мировой рекорд на серийной машине со стандартным мотором, в то время как итальянец Донати установил свой мировой рекорд на специальном самолете.»
Полет Коккинаки прошел блестяще. Он требовал громадной выдержки и стоил большого напряжения сил смелому пилоту — подлинному стахановцу авиации.
«Лететь было трудно, — рассказывает о своем полете т. Коккинаки. — Немного сказывалось утомление после предыдущего полета, сильно слепило солнце, ветер резал глаза. Как-то во время одного из последних подъемов стекла очков у меня покрылись сплошной коркой льда, и с тех пор я решил летать без очков. Плоскости самолета, мой комбинезон и шлем постепенно обледенели.
Начиная с двенадцати километров каждая сотня метров доставалась с большим трудом. Я чувствовал, что мне не хватает воздуха. Хотя кислородный прибор работал безотказно, но о стратосфере этого уже мало. Как только сделаешь вдох, — ощущаешь, что организму одного такого аппаратного питания мало. Больших напряжений также требовало и каждое, даже малейшее движение.»
Тов. Коккинаки, трезво отметив трудности высотных полетов, заявил:
«Я считаю эти мои полеты лишь началом работы по освоению стратосферы самолетом и надеюсь в дальнейшем завоевать еще большие высоты. Мой рекорд я рассматриваю как результат выполнения сталинских указаний о технике и людях, овладевших ею.»
Новые победы
Весною 1936 г. т. Коккинаки поручили испытание нового самолета конструктора С. В. Ильюшина ЦКБ-26.
Самолет ЦКБ-26 представляет собой металлический моноплан с двумя моторами М-85 по 800 л. с. Самолет обладал большой скороподъемностью и мог свободно набирать большую высоту. Коккинаки решил установить на нем международный рекорд высоты полета с грузом в 500 кг. До настоящего времени этот рекорд принадлежал французскому летчику Синьерину, который 21 сентября 1932 г. поднялся на самолете Бреге-198 на высоту 10285 м.
17 июля самолет Коккинаки был уже на старте. B 8 ч. 33 м. вечера пилот уверенно повел самолет в стратосферу. На высоте около 7 км Коккинаки заметил, что один из моторов стал слегка перегреваться, поэтому он на некоторое время прекратил подъем и полетел горизонтально. Мотор скоро пришел в нормальное состояние, и подъем продолжался. Искусно маневрируя, Коккинаки прошел между облаками и на высоте 9,5 км вышел в безоблачные слои воздуха. Вскоре приборы показали высоту более 11 км. Температура воздуха была —46 , т. е. значительно «теплее», чем во всех предыдущих полетах в стратосферу. В начале десятого часа вечера, когда солнце уже стало клониться к горизонту, пилот решил начать снижение, чтобы не пришлось садиться в темноте.
В 9 ч. 36 м., т. е. через 63 мин. после взлета, Коккинаки спокойно опустился на аэродроме.
Вся документация полета была направлена в Центральный аэроклуб, на основании чего его спортивная комиссия вынесла постановление: «Засвидетельствовать достигнутую пилотом В. К. Коккинаки высоту полета равной 11 458 м» и направить соответствующие материалы в президиум Международной авиационной федерации «для засвидетельствования и утверждения этого рекорда как международного».
Через несколько дней Коккинаки на том же самолете совершил еще один рейс в стратосферу, на этот раз уже с грузом в 1 т, и поднялся на 11 746 м.
Предыдущий международный рекорд высоты полета с коммерческой нагрузкой в 1 т также принадлежал французскому летчику Синьерину: в 1932 г. он поднялся на самолете Бреге-198 на высоту 8 980 м. Коккинаки во время своего полета 26 июля 1936 г. почти на 3 км перекрыл этот рекорд.
Одновременно с полетом Коккинаки очень удачно совершил стратосферный полет с грузом в 1 т летчик М. Ю. Алексеев. Полет Алексеева не был предварительно зарегистрирован в Центральном аэроклубе и поэтому не может считаться официальным рекордом. Но результат этого полета показывает новую победу нашей авиации и демонстрирует блестящие достижения конструкторской мысли в Советском союзе.
Летчик-испытатель М. Ю. Алексеев летел на транспортном самолете, сконструированном в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ) бригадой инженера-конструктора А. А. Архангельского под руководством проф. А. Н. Туполева. Этот самолет представляет собой хорошо обтекаемый моноплан с убирающимся в полете шасси. Он имеет два советских мотора М-10О. Постройка произведена на заводе опытных конструкций ЦАГИ. Самолет оборудован новейшими советскими приборами. Во время полета Алексеев достиг высоты 12 123 м.
3 августа 1936 г. Коккинаки поднялся на высоту 13 110 м снова с грузом в 500 кг. Этим полетом неутомимый пилот не только перекрыл на 2825 м рекорд Синьерина, но превзошел и свое предыдущее достижение. Через несколько дней он опять поднялся в стратосферу с грузом в 1 т. В своем письме к товарищу Сталину Коккинаки писал об этом полете:
«21 августа я совершил высотный полет на двухмоторном транспортном самолете ЦКБ-26 конструкции инж. С. В. Ильюшина, имея на борту коммерческий груз в 1000 кг, и достиг высоты 12 101 м, тем самым превысил существующий международный рекорд, который принадлежал мне.
Продолжаю работать над высотными полетами.»
В течение одного месяца или точнее 35 дней летчик Коккинаки установил два международных рекорда и затем сам же перекрыл каждый из них, дав еще более высокие показания.
Закончив полеты в стратосферу с грузом в 500 и 1000 кг, Коккинаки перешел к выполнению новой задачи. 7 сентября 1936 г. он совершил подъем на том же самолете ЦКБ-26 с грузом в 2 т. Несмотря на густую облачность, смелый пилот, искусно выбирая отдельные просветы между облаками, поднял свою перегруженную машину на высоту 11 295 м.
Убедившись, что самолет перестал идти дальше вверх и летел горизонтально, пилот решил, что весь потолок выбран и начал спуск на землю, благополучно посадив машину на аэродроме. Весь полет продолжался 66 мин.
Третий международный рекорд высоты был завоеван Советским союзом. Своим полетом Коккинаки почти на 3000 м перекрыл прежний рекорд высоты подъема с грузом > 2 т. Этот рекорд был установлен 12 мая 1934 г. итальянскими летчиками Мауро и Оливари, которые на самолете Савойя-Маркетти-72 достигли высоты 8 438 м.
«Мне кажется, — сказал т. Коккинаки, — что все возможности машины в области высотных полетов использованы. Из шести существующих международных рекордов высоты — три установлены мною на самолете ЦКБ-26. Это лучше всего свидетельствует об исключительных качествах машины, сконструированной т. Ильюшиным».
СССР — впереди!
Через 4 дня после полета в стратосферу летчика Коккинаки с грузом в 2 т другой советский летчик майор Андрей Борисович Юмашев установил новый международный рекорд высоты полета с грузом в 5 т.
До этого времени рекорд высоты с нагрузкой в 5 т принадлежал французскому летчику Люсьену Купе, который поднялся в июле 1934 г. на самолете Фарман-221 с четырьмя моторами Гном-Рон К-14 на высоту 6649 м.
11 сентября 1936 г. т. Юмашев с воентехником 1 ранга Н. Л. Калашниковым совершили на советском самолете АНТ-6 с 4 моторами АМ-34 по 800 л. с. подъем на 8102 м, имея на борту 5 т груза.
«Чувствовали мы себя хорошо, — рассказывает Юмашев, — только очень мерзли руки, так как перчатки были недостаточно теплы, а кабина — открытая; температура воздуха на предельной высоте —37°.
Я лишь официально утвердил результаты, которые показывали и могут показывать сотни советских пилотов.»
Полет майора Юмашева еще раз показал блестящие качества нашей авиации и людей, работающих в ней.
Отвечая на поздравление вождя всех трудящихся товарища Сталина с достижением рекорда высоты, т. Юмашев писал:
«Как летчик-испытатель я сделаю все, что от меня зависит, чтобы машины, испытанные мною, были в руках героических летчиков нашей славной Красной армии грозным и бесперебойно действующим оружием.»
Дав такое обещание товарищу Сталину, Юмашев на другой же день подтвердил его новым рекордным полетом. 16 сентября 1936 г. он вместе с т. Калашниковым совершил высотный полет на самолете АНТ-6 с грузом в 10 т. Во время этого полета они достигли высоты в 6605 м, перекрыв более чем на 3000 м прежний международный рекорд.
Пять международных рекордов высоты полета на сухопутных самолетах с коммерческими нагрузками в полтонны, одну, две, пять и десять тонн были завоеваны нашими летчиками.
Из рекордов высотных полетов с грузом оставался только один — подъем максимального груза на высоту 2000 м. Итальянским пилотом Антонини был поднят на эту высоту груз в 10 т.
20 сентября 1936 г. советские пилоты решили и эту последнюю задачу. Летчик Юмашев с бортмехаником Шевердинским поднялись на самолете АНТ-6 на высоту 2000 м с грузом в 12 т.
Все шесть существующих международных рекордов полетов с грузом на высоту принадлежат теперь Советскому союзу. Год тому назад нам не принадлежало ни одного рекорда.
Таких темпов еще не знала мировая авиация!
Значение советских достижений особенно велико благодаря тому, что наши рекорды установлены не на специальных самолетах, а на серийных машинах, которые состоят на службе в нашем воздушном флоте. Эти достижения удалось осуществить благодаря высокому мастерству советских летчиков и наличию прекрасной производственной базы.
Победы советской высотной авиации еще раз показали, что под руководством партии и правительства, под личным наблюдением товарища Сталина Страна советов создала лучший в мире воздушный флот.
Москва
5/Х 1936
Комментарии к статье
1Так как в ноябре 1935 г. Советский союз еще не вступил в Международную авиационную федерацию, то официально полет Коккинаки не был признан рекордным и мировым рекордом высоты оставался полет Донати.
В настоящее время рекорд Донатя превзойден французским летчиком Детре — 14 800 м и затем англичанином Свэйном, поднявшимся в сентябре 1936 г. на высоту 15 229 м.