Почти 50 лет проработал в немецком городе Дортмунде большой сталеплавильный комбинат концерна "Тиссен - Крупп". Завод занимает площадь 206 гектаров, во времена расцвета, в 70-х годах прошлого века, трудились на нем 27 тысяч человек. Здесь есть все, что необходимо для получения из железной руды стального проката. Агломерационная фабрика спекает руду в брикеты, удобные для подачи в домну. Две домны высотой по 70 метров выплавляют чугун. Конверторные цеха переделывают чугун в сталь, на установках непрерывного разлива получаются слябы, из которых на широкополосном стане горячего проката выпускают стальной лист. Но постепенно производство стали в Германии оказалось нерентабельным, да и горожане, несмотря на наличие очистных установок, возражали против источника экологической опасности. В начале 2001 года завод выпустил последнюю тонну стали, и в октябре того же года его купили китайцы - металлургическая компания "Шаганг" - с целью перевезти в район Кантона, где концентрируется китайская металлургия.
Из Поднебесной прибыли около тысячи рабочих, техников и инженеров, привезли с собой все необходимое, вплоть до поваров и собственной телестудии для выпуска программ на китайском. Китайцы работали шесть дней в неделю по 12 часов и огорчались, что немецкий закон не позволяет работать все семь дней. Платили им минимальную разрешенную законом на территории ФРГ плату - 1600 евро в месяц, и это было для них сказочно много.
Демонтаж начался весной 2002 года. Пронумеровали все детали, от балки портального крана до последнего винта, нумерацию занесли в ноутбук, чтобы на другом краю света все собрать точно в том же порядке. Для координации работ между Кантоном и Дортмундом установили видеотелефонную связь через Интернет. Первую гайку на домне отвинтили, вместе взявшись за здоровенный гаечный ключ, китаец и немец, руководители двух фирм.
Однако бетонные фундаменты под самым крупнотоннажным оборудованием пришлось со всей осторожностью взрывать. И всякие кабели и тросы с собой не взяли: оказалось выгоднее их продать на месте, а в Китае купить новые.
Всю остальную движимость общим весом 250 тысяч тонн упаковали в контейнеры, погрузили на самоходные речные баржи, что не влезло в контейнеры - везли просто в трюмах и на палубах. Дошли до Рейна, а там - в Антверпен, где перегрузили все доставленное на морские суда. Из Антверпена - через половину земного шара в Шанхай, в устье Янцзы, и по этой реке до города Чжэньцзян близ Кантона. Морской путь длиной 8800 километров занимал месяц. В транспортировке участвовали 76 судов и 3000 седельных тягачей.
В Чжэньцзяне усилиями трех тысяч рабочих уже почти готовы цеха и коммуникации. Монтировать будут 800 человек, вернувшиеся из Германии: человеческая память должна помогать компьютерной. По плану завод должен заработать на новом месте в марте 2004 года, но похоже, что проект удастся реализовать еще быстрее. Новые хозяева даже мечтают начать работу 28 декабря 2003 года, так как 28, по китайским представлениям, - счастливое число. В любом случае выход на полную мощность займет еще года два.
Стороны не раскрывают стоимости сделки, но известно, что "подержанный" завод обошелся на 50-60 процентов дешевле, чем новый, и по сравнению со строительством нового завода экономится три года, что при нынешних темпах развития Китая очень много.
На этом закончилась история производства стали в Дортмунде, длившаяся 160 лет. На освободившиеся площади правительство земли Северный Рейн - Вестфалия намерено привлечь фирмы, работающие в самых современных областях - информационных и компьютерных технологий, а также логистики. Дыма и копоти от них точно не будет.
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "Geo" и "VDI - Nachrichten" (Германия), "Natural History" и "Psychology Today" (США), "Зa m'interesse" (Франция).