Давайте поговорим о вещах, про которые вспоминаем лишь раз в году, более того, под занавес года, - о елочных игрушках. Любимые всеми, они абсолютно беззащитны: каждый следующий Новый год любая из хрупких вещичек может не пережить. В результате многие игрушки, которые помнят теперешние папы, мамы, бабушки, исчезли: разбились, потерялись, "ушли". Но до сих пор живут они в рассказах. Обычно в декабре бабушка, вздыхая, вспоминает, что при переезде на чердаке старого дома остались еще "тогдашние такие" игрушки!
В Великом Устюге уже четвертый год работает музей елочных игрушек. Такого количества одновременно наряженных елок вы, наверное, никогда не видели. Но елочки особенные, потому что каждая украшена игрушками определенного времени: елка начала XX века, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов и т.д. Рядом - рождественские и новогодние открытки, деды-морозы, фотографии того времени. И все эти дорогие сердцу атрибуты лучшего праздника в году несут массу информации. По елочным игрушкам можно изучать историю страны.
Однако устроители необычного музея решили не ограничиваться одной Россией и дополнили выставку экспонатами, рассказывающими о праздновании Нового года и Рождества в разных странах. А посему и назвали музей лаконично: "Новогодняя и рождественская игрушка". Оказывается, Новый год и Рождество - самые любимые праздники в разных странах. Но отмечают их по-разному и даже в разное время.
В календарной обрядности всех народов Восточной Азии первейшее место принадлежит Новому году. В Китае Новый год, отмечаемый по лунному календарю в конце зимы, получил название "Праздник весны". В это время дом празднично украшают: на красной бумаге иероглифами пишут благопожелания, на дверях дома вывешивают длинный брусок древесного угля ("генерал уголь"), который оберегает от нечистой силы и привлекает богатство, для этих же целей устраивают "денежное дерево" с медными монетами. Новый год в Китае наступает с криком первых петухов.
В некоторых районах Японии одним из самых ярких украшений дома перед Новым годом является кадомацу ("сосна у входа") - приветствие божеству новогоднего праздника. Изготавливают его в основном из сосны, бамбука, сплетенных рисовых соломинок и украшают ветками папоротника и мандарина. Каждый элемент кадомацу - символическое пожелание: бамбук - стойкости, папоротник - множества детишек и т. д.
В Европе и Америке чаще всего празднуют Рождество.
Санта-Клаус родился в Америке. В 1822 году американский профессор Клемент Кларк Мур написал рождественскую поэму "Приход святого Николая", в которой образ святого был трактован достаточно вольно: веселый общительный старик одаривал на Рождество повстречавшегося ему мальчика подарками.
И все же большинство ребятишек знают, что современный, самый настоящий Санта-Клаус живет не в Америке, а в финской Лапландии. Правда, в родной Финляндии его называют иначе - Йоулупукки. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена «Землей Санта-Клауса». В ноябре 2000 года финский Санта-Клаус встретился с российским Дедом Морозом на родине последнего - в Великом Устюге. Два зимних волшебника подписали соглашение о взаимном сотрудничестве на благо всех детей.
Столь популярная ныне елка на зимние праздники "пришла" из Германии, где на Новый год украшали дом зелеными ветками, что должно было гарантировать здоровье и счастье. В XIV веке начало года у немцев перенесли на Рождество, и обычай украшения елки постепенно перешел на этот праздник. Несколько маленьких елочек подвешивали к потолочной балке, со временем стали ставить одну большую елку, которая украшалась яблоками. Появление стеклянных игрушек связывают с попыткой создать искусственное подобие этого фрукта (елочный шар) из-за неурожая яблок. Большинство христианских народов восприняли елку у немцев лишь к середине XIX века.
На Руси Новый год отмечали 1 сентября. Петр I специальным указом повелел перенести новолетие на 1 января 1700 года и в честь этого праздника украшать улицы и дома ветками хвойных деревьев. Украшения из хвои превращались в деталь новогоднего пейзажа.
Первые елки в России появились в начале XIX века в домах петербургских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине века праздничное дерево стало невероятно популярным.
Елки украшали игрушками. Самыми любимыми и многочисленными на протяжении многих лет были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи.
Со временем начали организовывать общественные елки. Первая публичная елка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.
В то же самое время в русской деревне праздничная елка и Дед Мороз были совершенно не известны. И если мужичок ехал в лес срубать "елочку под самый корешок", то делал это не для себя, а на продажу.
На рубеже XIX-XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Первоначально в России продавались немецкие игрушки. Затем местные кустари в небольших артелях стали выпускать игрушки из ваты, ткани, папье-маше, стекла...
В первые годы после революции 1917 года власть не замечала исходившей от елки идеологической угрозы, но в 1927 году развернулась антирелигиозная кампания. И на елку - рождественское дерево - начались гонения.
Елку официально разрешили лишь в 1935 году: 28 декабря в газете "Правда" была опубликована статья П. Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку". И долгожданное дерево вновь наполнило своим ароматом каждый дом. Елку украшали исключительно на Новый год. Уже в советских артелях возобновился выпуск игрушек: вручную из ваты "лепили" парашютистов, дам и детей; выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью "СССР".
Игрушки продолжали выпускать и во время Великой Отечественной войны. Их ассортимент был ограничен, да и особой яркостью они не отличались. Но даже в самые трудные годы ритуал облачения елки пусть в самодельный, зачастую неуклюжий наряд обязательно соблюдался - как своего рода гарантия возможности возврата к нормальной, мирной жизни, как ключ к исполнению одного на всех желания - победить.
После войны игрушки становятся более выразительными. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок.
В начале 1950-х годов, в период недостатка продуктов, изготавливалось из ваты много "съедобных" игрушек: самых различных ягод и овощей. На елке поселились сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка, Красная Шапочка, Айболит, забавные зверюшки. Непременным украшением елки были стеклянные бусы.
Грандиозное событие начала 1960-х - освоение человеком космического пространства нашло отражение в елочных игрушках: появляются спутники, ракеты, космонавты.
В 1970-1980-е годы игрушки приобретают абстрактную форму: зачастую ребенку приходилось напрячь фантазию, чтобы определить, что же за зверь, столь обтекаемой формы, появился на елке?
В 1990-е годы выпускаются шары с переводными изображениями животных - символов года (отражение моды на различного рода гороскопы). Появляется большое количество импортной елочной продукции не очень высокого качества.
Игрушки нового века имеют тенденцию возврата к доброму прошлому: отечественные фабрики выпускают фигурную игрушку, изумительные шары с ручной росписью, точно копируют старые игрушки на прищепке...
Приезжайте в Великий Устюг. Вы окажетесь в новогодней сказке, где властвует добрый зимний волшебник Дед Мороз. Праздничная атмосфера, ослепительно белый снег, сверкающие огнями елки восхитят вас. Загляните на выставку "Новогодняя и рождественская игрушка". Здесь любой найдет игрушки своего детства, познакомится с российскими и зарубежными праздничными традициями. Стать участником создания уникального музея может каждый. Для этого нужно подарить в музейный фонд хотя бы одну новогоднюю игрушку, которая послужит входным билетом на выставку. Приезжайте, Великий Устюг ждет вас!
Фото И. КОНСТАНТИНОВА и из фондов музея.