Приспособления и аксессуары
Для чтения рукописных свитков, которые известны ещё со времён Римской империи, служили подставки с прорезями. Вставленный в прорезь лист прокручивали до нужного фрагмента текста. Чтобы развёрнутый свиток не загибался и лежал на подставке ровно, поверх него клали нить с грузом-противовесом.
Появившиеся вслед за свитками пергаментные, а затем и бумажные книги-кодексы состояли из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов. Их клали на подставку (настольную или напольную) и читали сидя или стоя. В качестве подставки часто использовали пюпитр. В отличие от пюпитров для нот, пюпитры для книг, как правило, имели форму призмы, их можно было наклонять, поворачивать, вращать, чтобы одновременно работать с двумя текстами. Делали их в основном из дерева и дополняли металлическими крепежами. Богато декорированные деревянной резьбой пюпитры становились украшением изысканных интерьеров.
Той же цели служил и служит до сих пор аналой (в переводе с древнегреческого языка буквально означает «подставка для иконы или книги»). На такую напольную подставку кладут церковные книги и иконы во время богослужений. Для удобства их часто делают складными.
Изобретение, пришедшее с мусульманского Востока, — лаух — представляло собой раздвижную напольную деревянную подставку для чтения книг, прежде всего священного Корана. Такие подставки не только делали процесс чтения более удобным, но и обеспечивали сохранность ценных фолиантов, поскольку на подставке их можно было переносить, не касаясь руками.
В давние времена лаухи изготовляли из цельного куска дерева без гвоздей и клея. Сначала в течение года дерево вымачивали в воде, затем восемь—десять лет сушили, регулярно переворачивая. Готовность материала определяли по особому звуку, издаваемому деревом при постукивании пальцами, и лишь затем приступали к изготовлению подставки. Мастер делал в заготовке пропилы и отверстия такой формы, что звенья соединялись намертво. Цельность конструкции лауха символизировала целостность мироздания. Такие подставки для чтения были как одноуровневыми — в виде рамок на шарнирах или крестообразных конструкций, так и многоуровневыми (десяти- и даже двенадцатизвенными). Их изготовляли из твёрдых сортов древесины (чинары, грецкого ореха), богато декорировали резьбой, слоновой костью, перламутром, черепашьим панцирем.
В Средние века подставки для книг были неотъемлемой частью интерьера кабинета учёного или священника — ведь большинство грамотных людей были из их числа. Но постепенно умеющих читать становилось всё больше. Любители книг приспосабливали для удобства чтения подручные предметы: подушки, пуфики, подсвечники, вазы и прочие вещицы, предназначенные для иного употребления.
Стремление усовершенствовать процесс чтения в ХХ веке воплотилось во множестве конструкций книжных подставок, держателей, фиксаторов. Немало подобных изобретений было запатентовано в СССР.
В 1977 году появилось приспособление для фиксации книги в открытом положении для людей с ограниченными функциями движения рук. Установив книгу в крепящуюся к спинке кровати конструкцию, состоящую из опорной рамки и поддерживающей нити, читатель мог перелистывать страницы, отклоняя книгу от нити, а затем возвращая её в рабочее положение.
Ещё один книголистатель, запатентованный в 1980-х годах, представлял собой ползун с двумя противоположно направленными рядами зубьев (рисунок справа вверху). Каждая сторона кинематически была связана с собачками, шарнирно закреплёнными на подпружиненных педалях. Это позволяло листать страницы в обе стороны. Устройство предназначалось, прежде всего, для работы с нотными альбомами.
В 1981 году придумали настольную подставку для книг простой, но устойчивой конструкции, которой в той или иной модификации пользуется каждый школьник (рисунок в центре). Опора состоит из двух рамок сотогнутыми концами. Устройство для прижима страниц представляет собой накладки, закреплённые на отогнутых концах рамок. Подставка позволяет работать с книгой, не держа её в руках.
В начале двухтысячных изобрели приспособление для одновременного чтения многоформульных технических изданий и нотных альбомов сразу на двух разворотах книги (рисунок внизу). Конструкция состоит из металлического каркаса, к которому прикреплены два гибких изогнутых штыря для удержания страниц перпендикулярно плоскости книжного разворота. Таким образом, можно видеть одновременно две страницы каждого листа.
Приспособления для удобства чтения последних лет ориентированы больше не на технологические усовершенствования, а на новые дизайнерские решения. Это, например, магнитные держатели в виде растений или животных, подставки, имитирующие парение книг в воздухе, авторские подставки из древних окаменелостей. Есть приспособления, совмещающие книгодержатель с другими предметами: ящичком для писчих инструментов, цветочным горшком, настольной лампой и даже с аквариумом. Все они имеют скорее сувенирное, а не функциональное назначение.
Среди относительно новых книжных аксессуаров появились кольца для удержания раскрытой книги на весу одной рукой. Эта вещица позволяет держать ручку или маркер либо поглощать ужин, не прерывая чтения. Кольца для чтения бывают разных цветов и размеров — по диаметру пальцев. Могут пригодиться также зажимы-клипсы и книжные прессы для фиксации разворотов толстых книг, в работе с которыми нужны свободные руки.
Мебельные трансформеры
Специализированная мебель для удобства чтения появилась в позднее Средневековье. Тогда были изобретены, но не получили широкого распространения, кафедры для чтения в постели. А вот так называемый стул для петушиных боёв (Cockfighting chain) с прикреплённой к спинке подставкой для книги, появившийся в английских библиотеках начала XVIII века, просуществовал больше двух столетий. Согласно одной из версий, название этого предмета мебели связано с популярными в Европе петушиными боями, зрители которых сидели на стульях лицом к спинке. Читать, сидя в таком положении, оказалось очень удобно — можно опереться руками на спинку или писать конспекты и делать пометы по ходу чтения. В спинке стула иногда размещались ниши и ящички для бумаги, писчих принадлежностей. Один из таких стульев, сделанный в 1750 году, экспонируется в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Он снабжён привинченной к кожаной спинке большой деревянной подставкой для книги и подсвечниками на подлокотниках.
Удобству общения с книгой служили и другие придумки, получившие обобщённое название «метаморфическая мебель». Известный политический деятель, дипломат и писатель Бенджамин Франклин самолично изобрёл диванчик-лесенку, чтобы было удобно доставать тома с верхних полок книжного шкафа, практически не отрываясь от чтения. А достопримечательностью библиотеки загородной резиденции королевы Марии-Антуанетты был письменный стол, который также трансформировался в лесенку для книжного шкафа.
Мебельные трансформеры стали особо модными в Викторианскую эпоху. Вершиной этого стиля считается выпущенный в 1890 году в США стенд-трансформер для чтения, который представлял собой одновременно и портативный рабочий кабинет, и буфет. Вращающиеся подставки, разноуровневая подсветка, взаимозаменяемые детали, держатели для многотомных словарей — все эти приспособления позволяли сочетать либо чередовать комфортное чтение с приёмом пищи.
По прошествии ста с лишним лет, в 1996 году, российский изобретатель В. И. Лыков запатентовал похожее устройство «для комфортного и гигиеничного чтения» в положении сидя или лёжа под названием «Читальник». Конструкция представляет собой ползун, соединённый с П-образной трубой, на которой закреплена горизонтально перемещающаяся каретка-рамка для книги. В дополненном варианте к стойке «Читальника» крепятся два ползуна: с одной стороны — для чтения сидя, с другой — для чтения лёжа. Согласно описанию, изобретение можно использовать дома, в рабочем кабинете, читальном зале библиотеки.
Упрощённый современный вариант книжного трансформера — держатель для книг на штативе. Это довольно компактное устройство, напоминающее торшер, удобно тем, что легко поднимается, сгибается и поворачивается. Похожие книжные подставки, только меньших размеров, можно установить в весьма неожиданных местах, например рядом с беговой дорожкой или на ручке детской коляски.
Книжные машины
Начиная с ХVI века в разных странах было создано немало устройств не только для комфортного чтения, но и для оптимизации этого процесса. Такие конструкции получили обобщённое название «книжные машины».
В 1588 году итальянский инженер и механик Агостино Рамелли (1531—около 1610) придумал книжное колесо — крутящийся вокруг горизонтальной оси читальный стол, дающий одновременный доступ к нескольким книгам. Его должна была приводить в действие ножная педаль со сцеплением. Увы, изобретение так и осталось проектом на бумаге, хотя похожие механизмы впоследствии были реализованы и применялись в монастырских библиотеках.
Вскоре французский изобретатель и знаменитый библиофил Никола Гроллье де Сервьера (1596—1689) изготовил на токарном станке модернизированный вариант книжного колеса Рамелли. Этот механизм тоже был похож на мельничное колесо, в котором место лопастей занимали деревянные подставки для книг, раскрытых на нужной странице. Раз в неделю книжное колесо демонстрировали публике вместе с другими удивительными изобретениями Гроллье. Выставку удостоил своим посещением сам Людовик XIV.
В 1752—1754 годах во время раскопок на одной из вилл вблизи древнеримского города Геркуланума, погребённого вместе с Помпеями под слоем пепла во время извержения Везувия в 79 году, археологи обнаружили обгоревшие папирусы. Уникальных свитков насчитывалось около 1800. Это были написанные по-гречески сочинения философов эпикурейской школы. Помещение, где они хранились примерно с 58 года до н. э., получило название «Лавка угольщика», поскольку свитки оказались почерневшими и спёкшимися. Попытки разобрать написанное не увенчались успехом: при любом прикосновении свёрнутые папирусы тут же ломались и крошились. Их обрабатывали альбумином и парафином, подвергали воздействию водяного пара и солнечного света — всё было тщетно.
На помощь химикам пришёл священник Антонио Пьяджо, хранитель и реставратор библиотеки Ватикана. В 1756 году он создал станок для разворачивания повреждённых свитков, который походил на переплётный. Станок состоял из двух досок: нижняя, типа столешницы, вращалась на деревянном винте; на верхней были решётчатые отверстия с продетыми в них шёлковыми нитями. Плавное натяжение нитей позволяло бережно и аккуратно разъединять спаянные огнём пожара слои папируса, уложенные на полосы из свиного или овечьего мочевого пузыря.
Благодаря хитроумному изобретению Пьяджо удалось прочитать лучше всего сохранившиеся свитки. Однако работа продвигалась очень медленно: развернуть свиток на ширину одного пальца можно было примерно за четыре часа. Попытки усовершенствовать изобретение оказались не только безуспешными, но и катастрофичными: в ходе экспериментов было погублено несколько папирусов. Расшифровка геркуланумских свитков продолжается по сей день. В 1990-е годы её проводили при помощи инфракрасных лучей и бинокулярных микроскопов, а в настоящее время используют многозональную съёмку, позволяющую делать фотоснимки объектов в различных участках (зонах) спектра электромагнитных волн.
Редакция благодарит автора за предоставленные иллюстрации.
(Окончание следует.)