Среди обнаруженных археологами при раскопках культурного слоя в Новгороде древнерусских каменных крестов-тельников выделяются изделия характерного темно-зеленого цвета с более светлыми вкраплениями. Все кресты имеют правильную геометрическую форму и сходны между собой. Их изготовление ученые датируют XII веком.
Порода камня и его расцветка уникальны для Руси, поэтому распространилось мнение, что кресты были сделаны в Византии. Однако произведенный недавно петрографический анализ показал, что при изготовлении крестов использовался плагиоклазовый андезитовый порфирит, близкий по свойствам к породам, выходящим на поверхность у Сямозера - в местности, находившей ся в XII-XIII веках в сфере влияния Древней Руси. Подобные кресты, но обложенные серебром и золотом, с литыми и резными изображениями христианских святых и украшенные драгоценными камнями, находились в употреблении в XV-XVI веках.
С цветом камня у наших предков ассоциировался определенный набор его сакральных свойств. Зеленый цвет должен был поднимать жизненный тонус, поскольку его связывали с культом плодородия и он олицетворял вечность природы. Зеленому камню приписывались целебные и оберегающие свойства. Очевидно, кресты служили семейными реликвиями и передавались по наследству в течение многих поколений. В частности, подобные случаи неоднократно упоминаются в духовных грамотах великих и удельных князей.
Бережное отношение к крестам из зеленого камня как к христианским святыням, их высокая материальная ценность, определяемая редкой породой камня и дорогой отделкой, вера в психотерапевтические свойства реликвий - все это объясняет их столь долгое присутствие в княжеской среде Московской Руси. В условиях формирования централизованного Российского государства происходило разрушение традиционного быта княжеских родов, и дорогие реликвии постепенно перекочевывали из теремов в монастырские ризницы. Это привело к переоценке значения крестов из зеленого камня в системе ценностей русского Средневековья.
А. Е. МУСИН. "Камень аспиден зелен". Об одной группе древнерусских крестов из порфирита. "Российская археология" № 3, 2003, стр. 144-145.