Структура мировой торговли за последнее время существенно изменилась: все большую долю в ней составляет торговля дорогостоящими и относительно компактными изделиями - компьютерами, телевизорами, мобильными телефонами и т.п.
Жизненный цикл такой продукции постоянно сокращается, поскольку появляются все новые и новые модели, а информация о них чрезвычайно быстро распространяется через Интернет и СМИ. Поэтому и характерны для нашего времени устойчивый рост потребностей в грузовых авиаперевозках и стремление максимальным образом снизить их километраж.
Производители всей этой электронной продукции сосредоточены в основном в США, Западной Европе и Юго-Восточной Азии, тогда как потребители рассеяны по всему миру. А многие из соединяющих их самых коротких маршрутов пролегают через Россию - главным образом через Сибирь.
С целью использования нашего столь уникального географического положения был недавно разработан проект "Кроссполярный воздушный мост", включающий трассы над полярными и заполярными областями страны. Внедрение этого проекта сократит некоторые межконтинентальные маршруты на время от 2 до 5 часов, что позволит перевозчикам экономить топливо, продлевать ресурс двигателей, снижать затраты на оплату персонала и т. п. И тем самым сокращать расходы своих фирм на миллионы долларов.
Часть этих сэкономленных средств должна получить Россия - в качестве уплаты авиационных сборов. Уже теперь проект частично внедряется: сибирские меридианы готовы к проведению над ними воздушных судов. Оборудованы аэродромы, на которых при необходимости авиалайнеры смогут совершить аварийную посадку.
А вообще эти трассы можно использовать вовсе не только для транзита. Ведь современные грузовые самолеты способны перевозить до 200 тонн, и в том числе контейнеры. Конечно, главные российские богатства северных широт авиационным перевозкам не подлежат, но можно доставлять авиацией значительную часть современного высокотехнологичного оборудования для добычи полезных ископаемых. Да и многочисленные оборонные предприятия Сибири, производящие отнюдь не только оборонную продукцию, вполне могли бы заинтересовать ею зарубежных потребителей, особенно в Юго-Восточной Азии. Доставлять же грузы в аэропорты можно и железнодорожным, и речным, и автомобильным транспортом. Та или иная транспортная связь есть практически со всеми городами Сибири.
М. БАДМАН, В. МАЛОВ. Воздушный транспорт азиатской России и его роль в укреплении экономической безопасности страны. "Известия АН. Серия географическая" № 3, 2001, стр. 62-67.