В прошлом году я побывала в Москве и увидела восстановленный храм Христа Спасителя. Хотелось бы узнать об одноименном храме, который собирались построить на Воробьевых горах.
Е. Агафонова (г. Вятка).В 1812 году, сразу же после того, как последний неприятельский солдат покинул границы России, император Александр I издал манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя.
Был объявлен конкурс. Множество проектов поступило на суд Александра I, в том числе из Италии и Германии. Но только один из них буквально поразил императора своим величием, размахом и "религиозной поэзией". Это был проект совсем еще молодого и никому не известного художника Александра Витберга (1787-1855). Император велел вызвать архитектора к себе. Он долго беседовал с Витбергом и, рассматривая проект, молвил задумчиво: "Вы камнями говорите". "Проект был гениален, страшен, безумен - оттого-то Александр его и выбрал", - писал А. И. Герцен. Этот проект полностью отвечал мистически сумрачной и вместе с тем романтической натуре императора. В тот же день проект был утвержден, а сам Витберг назначен руководителем всех работ. 25 октября 1817 года в присутствии императора состоялась закладка храма.
Храм должен был парить над Москвой-рекой, возвышаясь на Воробьевых горах, которые император называл "короною Москвы". От самой Москвы-реки начиналась колоссальная, в несколько маршей, мраморная лестница, ведущая к нижнему храму. Нижний храм предполагалось высечь в горе. Открытая, обращенная к реке сторона опоясывалась циклопических размеров колоннадой. Внутри своды и стены поддерживались гранитными столбами. В этом храме, освещаемом только верхним светом от второго храма, должны были покоиться останки всех героев войны 1812 года, а на стенах собирались высечь имена всех павших - от полководцев до рядовых. Торжественные внутренние лестницы соединяли нижний храм со вторым, средним храмом, представлявшим собой в плане огромный равноконечный греческий крест. Колоннада среднего храма украшалась исполинскими статуями ветхозаветных пророков.
Над средним храмом, венчая все сооружение, возвышался третий храм, в виде ротонды, ярко освещаемый множеством окон по его фасаду и барабану купола. Он посвящался Воскресению Христа. Из верхнего храма свет поступал в средний храм, а от него уже в нижний. Все здание оканчивалось пятью главами: большой, в виде огромного купола, и четырьмя малыми, в которых предполагалось разместить 48 колоколов, подобранных так, чтобы они составили четыре аккорда. По своим размерам и размаху храм должен был затмить все существующие в мире сооружения, включая собор Святого Петра в Риме.
Но безумной мечте Александра и Витберга не суждено было сбыться. Начались подготовительные работы, длившиеся несколько лет. И с первого же дня молодого и неопытного архитектора окружила толпа плутов, людей, по точной характеристике А. И. Герцена, "принимающих Россию - за аферу, службу - за выгодную сделку, место - за счастливый случай нажиться". Если принять еще во внимание воровство, густо сдобренное завистью и оскорбленным честолюбием неудачливых, но увешанных регалиями соперников, то будущее Витберга можно было легко предсказать.
Так и произошло. Запутав архитектора в бесконечных махинациях, в судебных плутнях и уловках, его в конце концов обвинили в воровстве. За этим последовали отрешение от службы, продажа всего имущества и имения с торгов и напоследок - роспуск грязного слуха о переводе им огромных сумм в Америку. К этому времени умирает и император Александр I. Новый же император Николай I внял всем обвинениям и постановил сослать Александра Витберга в Вятку, где он и проживал со своей многочисленной семьей в страшной нищете и моральном унижении до 1839 года.
Все же император Николай I, преклоняясь перед памятью брата и уважая данный им обет, приказал составить новый проект храма, "который бы не представлял уже особенно важных затруднений к осуществлению его". Победил проект К. А. Тона, который и был утвержден императором в 1832 году. Строительство храма Христа Спасителя на левом берегу Москвы-реки близ Кремля началось в 1839 году при императоре Николае I, а завершилось в 1880 году уже при Александре II.
О первом храме Христа Спасителя в Москве см. также "Наука и жизнь" № 1, 1989 г. и № 2, 1998 г.