В № 11 "Науки и жизни" за 2001 год было напечатано письмо В. Богоявленского "Кодекс светского человека". Многие читатели активно включились в обсуждение этой животрепещущей темы.
"Можно попытаться сформулировать некий достаточно общий и более менее единый для всех набор моральных норм и постараться средствами информации пропагандировать его, - пишет Т. Столыпина из Санкт-Петербурга. - Кодекс окажется достаточно кратким и обобщенным, апеллирующим не к какому-либо учению, а к общей гуманистической идее. Ближайший аналог - "Декларация прав человека" и ей подобные документы. И одним из положений кодекса должно быть терпимое, неагрессивное отношение к людям иных взглядов.
По моему мнению, это и должно бы занять нишу идеологического воспитания в школах всех уровней. Научить людей, в первую очередь только вступающих в жизнь, общаться, не оскорбляя взгляды других, но при этом сохраняя собственные. Тут необходимы программы, составленные при участии психологов и социологов. (Лично мне понадобилось лет 15, чтобы самой научиться в ответ на не соответствующее моим принципам предложение отвечать не "как вы смеете!", а "спасибо, нет".)
Преподавание же большинства наук в школе вообще не может иметь идеологического подтекста. Те науки, что входят в школьный курс, описывают сугубо материальный мир в пределах, далеких от пограничных областей знания, и преподаются они не с позиции диамата, а в соответствии с теорией и практикой научного эксперимента. В вопросах, недостаточно на сегодняшний день исследованных, желательны предварительное объяснение типа: "Ведущей научной теорией в данном вопросе является ...", а также краткий обзор других версий. В дальнейшем человек, получивший базовое образование, уже сам может обратиться к специалистам по интересующему его вопросу, будь то научная дисциплина или религиозное учение".