Все, что касается автомобиля, непременно привлекает внимание всякого уважающего себя мужчины. Поэтому и продукция книжно-журнального издательства "За рулем" находила и будет находить заинтересованного читателя. Относится это и к пяти энциклопедиям, посвященным легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, автомобильной классике и людям, ставшим легендами в автомобилестроении: Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. - М., 2000. Энциклопедия грузовых автомобилей. - М., 2001. Энциклопедия классических автомобилей. - М., 2002. Энциклопедия мотоциклов. - М., 2003. Энциклопедия легковых автомобилей. - М., 2003.
Расположение статей в энциклопедиях традиционное: по алфавиту. И содержание их строится по шаблону. В данном случае это плюс: такой принцип дает большие возможности для сравнения технических характеристик моделей и их конструктивных особенностей, что весьма увлекательно. Наличие же огромного количества иллюстраций позволяет проследить за развитием мировой автомобильной моды в течение века существования самого популярного во всем мире средства передвижения.
Сведения, приведенные в книгах, интересны не только с технической, но и с исторической точки зрения. Уже одно перечисление многочисленных названий европейских, американских, азиатских фирм показывает, как развивалось автомобилестроение в разных странах, дает почву для размышлений о том, когда и почему прекратила существование та или иная компания. Собранные материалы дают возможность проанализировать, как, например, сказывались кризисы и войны на положении дел в автомобильной отрасли. Оказывается, после окончания мировых войн начинался бум в автомобилестроении и появлялись многочисленные фирмы на базе предприятий, занимавшихся, в частности, авиастроением. Так, японские фирмы в конце 40-х годов ХХ века, когда в целях демилитаризации Японии было запрещено выпускать военные самолеты, перешли на выпуск автомобилей, что позволило ей через 20 лет войти в число передовых автомобильных держав.
Преобладание в модельном ряде роскошных машин или, наоборот, малолитражек ясно говорит о состоянии мировой экономики и экономическом развитии отдельных стран. Кстати, интересен тот факт, что среди мировых производителей грузовиков, да еще с давними традициями, наряду с признанными лидерами Германией и США оказывается крошечная Голландия.
Можно не погружаться в сложный анализ историко-экономических аспектов, а просто полистать страницы энциклопедий. И легко обнаружишь немало любопытного. Взять хотя бы автомобиль марки "Лоррен-Дитрих", более известный как "Антилопа Гну", с которой герои знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова пережили столько приключений. Или фотографию спортивного "Бугатти", которым так гордился персонаж Марчелло Мастроянни в фильме "Большая жратва".
Иллюстрации, посвященные немецким "Майбахам" и "Хорьхам", советским ЗИСам, невольно напоминают о тоталитарных временах, когда в Германии и СССР правили жестокие диктаторы. А из текста можно узнать, что корпус знаменитого довоенного ЗИС-101, на котором ездил Сталин, собирался, как и другие машины того времени, из стальных листов на деревянном каркасе. Поэтому на ходу машина издавала довольно громкий скрип, и избавиться от него было невозможно.
В описании отдельных моделей присутствуют не только даты начала и окончания выпуска, но и такие подробности, как сведения о рестайлинге, то есть об изменениях внешнего вида. Это, как правило, касалось решетки радиатора. Но игнорирование подобной "мелочи" подвело многих кинорежиссеров: в ретрофильмах подчас появляются автомобили, которых на дорогах просто не могло быть. То же касается снятых в советские времена фильмов "об иностранной жизни". Так что самое время специалистам по реквизиту запастись томами автомобильной энциклопедии.
Из-за специфики издания некоторые сведения в разных томах повторяются. Это, однако, не означает, что, приобретя один том, имеет смысл отказаться от остальных. К сожалению, в "Энциклопедии классических автомобилей" появилась опечатка, из-за которой нельзя узнать о жизненном пути основателей всемирно известной компании "Роллс-Ройс", - верные биографические сведения о них можно найти в других томах.
Хочется высказать авторам и издателям и некоторые пожелания. Статьи, посвященные автомобильным фирмам, хорошо бы дополнить рассказами об их эмблемах, поскольку происхождение последних не менее занимательно, чем история машин, радиаторы которых они украшают. Кое-что об эмблемах, правда, рассказано, но лишь в томе, посвященном классическим автомобилям. И, наконец, жаль, что названия моделей, скажем "Фордов" или "Роллс-Ройсов", в энциклопедиях не переведены на русский язык (хотя бы в скобках) - ведь звучат они очень красиво: "Серебряный призрак", "Буревестник" и т.п.
См. в номере на ту же тему