Немецкий инженер Артур Шербиус изобрёл в 1918 году машину «Энигма» («Загадка» по-гречески) для шифрования текстов с возможностью создания особого, своего шифра для каждого послания. Принцип устройства, внешне похожего на пишущую машинку, состоял в том, что печатаемая на клавиатуре буква автоматически заменялась другой, причём каждый раз — разными буквами. Это осуществлялось с помощью системы соединённых между собой зубчатых роторов с нанесёнными на них буквами, и при передаче каждого сообщения оператор менял соединения между шестерёнками (см. «Наука и жизнь» № 3, 1994 г., с. 138 и № 1, 1996 г., с. 149). Получатель должен заранее договориться с отправителем об установке шестерёнок.
Во Второй мировой войне немецкая армия широко применяла это устройство для передачи донесений и приказов. До 1945 года было выпущено около 200 тысяч «Энигм». Тем не менее, благодаря неаккуратности радистов (бывало, что они ленились сменить установку роторов) и после захвата нескольких «Энигм» с потопленных вражеских кораблей, польские и английские математики уже с 1941 года читали большинство немецких шифровок.
Иногда шифровальная машина оставалась на борту и уходила на дно с кораблём и частью экипажа. В других случаях, видя, что захват судна неизбежен, старший офицер выбрасывал секретную машину за борт. Так что на дне морей скопилась целая коллекция. В наши дни криптография перешла на совершенно иной уровень (см. «Наука и жизнь» № 7, 2020 г., статья «Криптография (искусство секретной переписки)»), не сравнимый с «Энигмой». И всё же немногие сохранившиеся экземпляры этой машины интересны для историков, музеев и коллекционеров. Поэтому при возможности их достают и со дна морского...