Сорок два года назад английские зоологи Дэвид и Дафне Шелдрик основали в Кении, в национальном парке Цаво, приют для детенышей слонов, носорогов, зебр и других местных животных, оставшихся по вине браконьеров без родителей. Кстати, в свое время "Наука и жизнь" публиковала главы из книги Дафне Шелдрик "Сироты Цаво" (№№ 8 и 10, 1973 г.). Что происходит теперь в национальном парке?
Дэвид Шелдрик скончался в 1977 году, его дело продолжает вдова. За эти годы выращено около полусотни слонов, десятки носорогов и других животных. Сейчас в приюте содержится около двух десятков малышей.
Долгое время считалось невозможным выкормить маленького слоненка, который лишился матери в том возрасте, когда ему еще нужно молоко. Даже самому маленькому слоненку требуется около 18 литров молока или его заменителя в день, иначе ослабляется иммунитет. Коровье молоко не годится: оно вызывает у слонят расстройство желудка. После 28 лет поисков коллектив парка нашел рецепт подходящего заменителя на основе масла кокосового ореха. Первый выкормленный этой смесью слоненок по имени Ольмег (на языке племени массаев - Чужак) уже совсем взрослый, живет в саванне. Малышей здесь стараются воспитывать так, чтобы они в своей дальнейшей жизни в людях не нуждались и не очень-то им доверяли. Но некоторые, например 44-летняя Элеонора, периодически приходят навестить детский дом.
Опыт работы со слонами привел Дафне Шелдрик к выводу, что между людьми и слонами много общего: "Слоны очень умны, обладают феноменальной памятью и умеют передавать накопленные знания последующим поколениям. В социальном, эмоциональном и психическом отношении слоновьи дети развиваются с такой же скоростью, как наши". И продолжительность жизни у них примерно такая же, как у человека.
Но из-за этого сходства для выращивания слонят пришлось искать не только молочную смесь, но и способы эмоционального воспитания, хотя бы частично заменяющие контакт со слонихой. Так, бутылку молока с соской дают слоненку, сначала высовывая ее из-за большого серого одеяла, повешенного между двумя деревьями на веревку, как для просушки. Слоненку легче сосать молоко, если пища ассоциируется с чем-то большим, серым и мягким. Через несколько дней он уже привыкает к бутылке и начинает обходиться без одеяла.
На первые несколько недель к каждому слоненку прикрепляют двух смотрителей: "ребенок" нуждается в круглосуточном посменном уходе. Смотрителям хорошо платят, но важно, чтобы они действительно любили животных. "Животные умеют читать мысли, - говорит Шелдрик. - Если слоненок замечает, что к нему относятся без любви, то выкормить его не удастся".
Подросшего слоненка начинают выводить на длительные прогулки по парку. Он должен привыкнуть к местности, научиться находить съедобные растения. К шести часам вечера слонят возвращают в их стойла, где смотрители ночуют с ними на соломенной подстилке. Слонята - как дети: некоторые спокойно спят всю ночь, другие никак не могут заснуть, ворочаются, их нужно успокоить, погладить, приласкать.
Около полудня - гостевое время в детском доме. На слонят и маленьких носорогов приезжают посмотреть туристы, школьники, местные жители. Приют для толстокожих - один из самых любимых туристских аттракционов Кении. Для многих это единственная возможность увидеть вблизи будущего властелина саванн. О каждом из воспитанников, говорит Шелдрик, можно написать толстую и интересную книгу.
Некоторых выросших питомцев увозят на постоянное место жительства в другие национальные парки, поскольку, например, оптимальная численность носорогов в парке Цаво - 50-80 особей - уже достигнута.