Среди… дураков, которые обычно читают мало, выделяется особая категория, читающих всё, это дураки набитые, — так, кажется, говаривала Тэффи… Шутки шутками, а профессионалов создаёт только количество и качество полученной ими информации, в том числе поглощённых ими книг. Если книги подобраны правильно — мы получаем профессионала высочайшего класса. Например, учёного. И если про профессиональные книги всё понятно, то вопрос, какие художественные произведения помогут учёному стать Учёным, дискуссионный, но не менее важный. По-моему, в списке книг, которые каждый учёный (во всяком случае, российский) обязан прочитать, должен быть «Зубр» Даниила Гранина. Очень глубокая книга! Её не так просто «переварить», а мне она далась легко, поскольку такой «Зубр» всю мою научную жизнь у меня перед глазами — это мой учитель академик Трофимов.
Борис Александрович — абсолютно классический академический учёный. Энциклопедические знания, методическая подкованность, общая эрудированность и глубокое понимание основополагающих законов химии — это всё о нём. Классик, развивший мощнейшее направление, создавший успешную школу и сохранивший институт в тяжелейшие годы (он стал директором в 1994 году).
…Почему-то, когда говоришь о Борисе Александровиче, на языке постоянно вертятся какие-то штампы — про то, что мы забрались так высоко, потому что стоим на плечах Колоссов, про «ламповую» науку и образ Филиппа Филипповича Преображенского и прочее такое. И для меня в этом тоже есть фундаментальность образа Бориса Александровича Трофимова — не каждому дано выступать иллюстрацией классических образов и понятий. Подробнее о нём, чем он сам о себе, никто не расскажет, поэтому мне лучше завершить вступление, чтобы никого не утомить. Я лишь обращу внимание на то, что на примере академика Трофимова чётко прослеживается, насколько мало просто иметь талант и каких поразительных высот позволяет добиться талант, помноженный на колоссальную работоспособность.
Я очень благодарен судьбе, что могу назвать такого «Зубра» своим Учителем!
Андрей Иванов, доктор химических наук, директор Института химии им. А. Е. Фаворского СО РАН (г. Иркутск).
Иногда меня спрашивают, как вы стали химиком. В самом деле, как?
Моё знакомство с наукой химией
Впервые я заинтересовался химией в школе, в чём была заслуга моего замечательного учителя Владимира Захаровича Когана, который открыл мне — 12-летнему мальчику — чарующий и загадочный мир молекул, атомов и электронов. Невидимые и в то же время вездесущие, они, как я уже тогда понял, составляют основу всего, что нас окружает, — Солнца, Луны, звёзд, ветра, дождя, снега, цветов, а также моего собственного тела, моих мыслей, устремлений и памяти… Памяти, которая возвращает меня в детство, в забайкальский город Читу, где осел в годы революции мой дед — инженер-строитель Транссиба и где я родился в далёком 1938 году. Память рисует мне картины розово-фиолетовых сопок, покрывающихся во время короткой забайкальской весны диким цветущим рододендроном (сибирским багульником). Вспоминаю голубовато-серебряный отблеск луны на бархатном зимнем небе и ослепительные искорки снежинок, мою молодую — очень молодую маму, которая, радостно смеясь, бежит и везёт за собой санки, в которых сижу я — трёх- (или четырёх?) летний мальчик…
И всё это — игра, причуды и фантазии молекул, их метаморфозы, подчиняющиеся Божественным законам. Мне захотелось узнать эти законы. Я мечтал проникнуть во внутреннюю жизнь молекул и понять их поведение. Зачем? Чтобы самому создавать новые молекулы, ещё не известные другим людям, соединять эти молекулы друг с другом и получать неведомые вещества и материалы с неизвестными, но полезными свойствами...