ЭТО БЫЛО ЛЕТОМ

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Сначала была шутка, вернее - юмореска. 24 августа 1844 года редактор "Иллюстрированной газеты" города Лейпцига предложил вниманию читателей свою очередную композицию.

№ 1. К. ПОРТУС #1#

Мат в 2 хода

Автор предлагал путь до той поры непроторенный. Первым ходом белые неожиданно берут черную пешку f5 - 1.g5:f6 (на проходе)+, и после отступления черного короля на е8 следует 2.Кd6x.

Однако взятие на проходе разрешено правилами только в случае предыдущего перемещения пешки со своего начального месторасположения на два поля. Доказать же единственность последнего хода черных f7-f5 в № 1 невозможно. Впрочем, эффектное вступление здесь подкреплялось сюжетной канвой одного юмористического рассказа, построенного на этой задаче. Сама идея привлекла внимание, и через два года в газете "Illustrated London News" промелькнула трехходовка сильнейшего шахматиста того времени - преподавателя немецкого языка и математики из города Бреслау.

№ 2. А. АНДЕРСЕН #2#

Мат в 3 хода

После жертвы ладьи - 1.Ле1 Кр:d4 следует прыжок белой пешки - 2.е4, препятствующий черному королю ускользнуть на d5. Черные вынуждены сыграть 2...fe, и белые наносят короткий финальный удар - 3.Лd1x. Все было четко. Да вот только тематическая пуанта - en passant (в переводе с французского - "взятие на проходе") возникала не на старте решения...

Прошло шесть лет, и в Лейпциге попытались модернизировать идею Портуса - в рамках правил:

№ 3. К. ШМИДТ, 1852 #3#

Мат в 4 хода

По мнению автора, последний ход черных был только g7-g5, и все элементарно - 1.hg+ hg+ 2.Кре4 g5 3.B Кр:f6 4.Лf8x. Однако последним ходом могло быть и перемещение черного короля - Крf8:Сf7 - с предыдущим шахом белых Се8-f7+ (или Крg8:Сf7 - с предыдущим двойным шахом Се8-f7++). А это перечеркивает правомерность взятия черной пешки g5 на проходе. Кроме того, данная позиция вообще нелегальна. Она невозможна в шахматной партии из-за дисбаланса черных фигур: 7 (на диаграмме) + 11 (взято белыми пешками f:g:h, e:f:g:h, d:e:f, c:d, b:c:d и a:b) = 18. Но ведь у черных (как и у белых) было всего 16 боевых единиц.

Прошло еще шесть лет, и появилась первая в истории корректная аналитическая задача. Но автор ее, увы, так и остался неизвестен:

№ 4. "Schachzeitung", 1858 #4#

Белые начинают и дают мат в 3 хода

Если сейчас ход белых, то предыдущий ход сделали черные. Их пешки, расположенные на седьмой горизонтали, не двигались. Невозможен и маневр пешки с6-с5: белый король оказался бы под шахом при ходе черных. А теперь - внимание на черного короля. Поля d7, е7, с5 и d5 блокированы, и, разумеется, оттуда король не мог пойти на d6. Невозможен и ход Крс6-d6 из-за нелегального королевского контакта: на шахматной доске короли лишены права стоять рядом. Исключены и ходы черного короля с полей с7 и е5 ввиду невозможных двойных шахов белых фигур: на с7 - от коня a8 и пешки b6, а на е5 - от ладьи е4 и коня g4. Ну а ход Кре6-d6 отпадает по причине неосуществимого тройного шаха - от ладьи, слона и пешки d5. Единственный легальный последний ход черных с7-с5. И поэтому первым ходом белые имеют право взять пешку с5 на проходе - 1.dc√ +!Крd5 2.Кf2 и 3.Кс7x.

Суть данной композиции необычна: для прогнозирования будущего решения необходим анализ прошлого - ретроигры. И после осознания этого процесс пошел, причем лавинообразно: в последующие годы феномен взятия на проходе разрабатывался во множестве задач. Вот, например, характерная иллюстрация из "British Chess Magazine".

№ 5. Д. БАБСОН, 1893 #5#

Мат в 2 хода

Пешки b7 и е7 не двигались, а слон а7 и конь с8 ретрозамурованы. Каков же последний ход черных? При Крg6-h7 - королевский контакт, при Крg7-h7 - невозможный двойной шах от ладьи и слона h8. Если g6-g5 или е6:d5, то нелегальный шах белому королю. Если с7-с6 или с7:d6, то необъяснимо положение черного слона, проникшего на а7. А последний ход с7:b6 приводит к нереальному сгустку черных пешек на полях b7, с7, с6, d6, е7. Но почему же последним ходом черных не могло быть взятие f6:g5? Этот ретроход отвергается дисбалансом белых фигур - 12 (на диаграмме) + 5 (взято а7:b6, f7:е6:d5, g7:f6 и f6:g5) = 17. Остается сделать вывод: накануне черные играли g7-g5, а белый слон h8 - превращен ный. Проверим баланс черных фигур: 10 (на диаграмме) + 5 (взято с2:d3:е4:f5:g6:h7- h8C) = 15. Материальный перерасход отсутствует, и можно начинать атаку: 1.hg+ Kp:h6 2.Сg7x.

Обратим внимание, что во всех задачах на затронутую нами тему белый король упорно располагался на пятой горизонтали в соседстве с черной пешкой, обреченной на en passant. И только на исходе XIX века эта гипнотическая традиция рассеялась...

6 августа 1897 года в рубрике "Новые шахматные идеи" рижская газета "Duna Zeitung" начала публикацию статьи Фридриха Карловича Амелунга "Взятие на проходе как задачный мотив". Там приводились композиции традиционного стиля. А в продолжении этой статьи рассматривалась еще и такая конструкция на королевском фланге:

№ 6. Ф. АМЕЛУНГ #6#

Последний ход?

Здесь запланирован ход черных h7-B+ с предыдущим перемещением белого коня с поля h6 на g8. А ход h6-B+, по мнению автора, приводил к так называемому ретропату: нельзя указать никакого легального предыдущего хода белых.

Через два месяца эта задача появилась и в шахматном отделе "St.-Petersburger Zeitung". В статье И. Зейбота "Трудная задачная идея" отмечалось: "Это правильная позиция такого рода. Но белый король под шахом, что недопустимо для нормального эндшпиля". Но опять осталось незамеченным, что последним ходом в № 6 могло быть и h6-B+ с предыдущим превращением белой пешки в коня - h7:g8К. И в том же году в Петербурге была предложена ситуация без финального шаха.

№ 7. И. ЗЕЙБОТ #7#

Ход белых

Возможно ли b5:а6?

А каким мог быть последний ход черных? Проанализируем позицию. Балансы обеих сторон сходятся: у белых 10 (фигур на диаграмме) + 5 (взято f7:е6:d5:c4:b3:a2) = 15, у черных 13 (на диаграмме) + 2 (взято а4:b5 и е2:f3) = 15, а черная пешка "h" и белая пешка "d" погибли на своих вертикалях. Если последний ход черных а6-а5 или Ла6-b6, то каким бы мог быть предыдущий ход белых? b2-b3? - нелегальный шах черному королю. Крb1-а1? - нелегален шах белому королю от черной пешки а2. с4:b5? - дисбаланс черных фигур. е2:f3? - белый слон b7 не смог бы выйти со своего исходного пункта на f1. Невозможен и последний ход черных g7-g6: нелегален слон d8. Поэтому ретроход черных был а7-а5, а перед этим белые сыграли Са6-b7. Значит, в Риге в № 7 взятие на проходе осуществимо. А годом позже аналогичный ретропатовый механизм был оснащен обычным ортодоксальным заданием:

№ 8. К. ШТЕРНБЕРГ #8#

Мат в 3 хода

У черных на доске 12 персонажей и еще три фигуры взяты пешками - d2:с3, g:f и h:g. У белых отсутствует один конь, и поэтому черная пешка а7 погибла на своей или на соседней вертикали. Черная ладья, слоны и кони замурованы. И вновь возникает канонический вопрос: последний ход черных? d7-d6? - нелегален слон f1, который не смог бы выйти с поля с8. е7-е6? - слон на g1 не мог быть превращенным, поскольку набежал бы дисбаланс черных фигур из-за гибели слона f8. А ретроходы d7:е6 или е7:d6 нереальны ввиду нехватки материальных ресурсов обеих сторон. Кре4-f5 или Крf4-f5? - нелегальные шахи от пешки f3 или от ферзя g3. Кре5-f5? - вновь невозможен предыдущий шах ферзем. Взятие Фg4:g3+ привело бы к дисбалансу черных, а при ходе Фg4-g3+ (без взятия) их король стоял бы под шахом слона B при ходе белых. Наконец, если бы черные играли h6-B, то белые оказались бы в ретропате: ход d2:c3 не позволил бы ранее слону с поля с1 попасть на B, а все остальные фигуры белых или замурованы, или стреножены нелегальными шахами, либо вообще не двигались. Поэтому решение такое: 1.gh C:g2+ 2.Л:g2, и мат следующим ходом. Но задача эта не была откровением...

1894-й год. Весной в Нью-Йорке стартовал матч на первенство мира между Стейницем и Ласкером, а 16 августа на съезде шахматной ассоциации штата Нью-Йорк была обнародована композиция под романтическим девизом "Задача-воспоминание".

№ 9. С. ЛОЙД, 1894 #9#

Мат в 4 хода

Автор - знаменитый проблемист - считал это произведение своим высшим достижением: "Странно, что эта плодотворная идея несколько лет так и не была замечена на Европейском континенте, хотя Зейбот сам составил иллюстративный набросок", - констатировали Т. Доусон и В. Гундсдорфер в книге "Ретроспективный анализ". Задачей Лойда восхищался и второй чемпион мира Эмануил Ласкер: "Это высшая форма человеческой логики, абстракции и фантазии".

Заглянем в монографию "По следам шахматных фигур", где первый чемпион мира по составлению ретроаналитических композиций Александр Кисляк отметил, что "идеи, имеющие место в задаче Лойда, делают ее современной и в наши дни". И еще хронологический штрих: от шуточного замысла Портуса до "Задачи-воспоминания" пролегала полувековая, без недели, дистанция...

Предлагает проанализировать эту задачу и сравнить ее с современной трактовкой темы en passant:

№ 10. Р. УБАЙДУЛЛАЕВ #10#

После 17-го хода черных

Перед нами композиция популярного ныне жанра КДП (кратчайшая доказательная партия). Кстати, первая такая задача была составлена в 1895 году Лойдом. Попытаемся восстановить происходившие события. Прежде всего, выясним, какое минимальное число ходов могли сделать фигуры. Черные слоны ограничиваются маневрами Cc8-b7 и Cf8-c5. Конь с поля g8 перебирается на f8 тремя прыжками. Черным пешкам на d3 и e3 достаточно выполнить по три шага. Пешка g6 сделала один ход. Кроме того, черному королю и ладье h8 после короткой рокировки необходимо провести не более пары перемещений - Kpg8-g7 и Лf8-f6. Подытожим минимум ходов черных фигур: 1+1+3+3+3+1+1+2=15. Учтем еще, что на поле с3 был взят ферзь, способный проникнуть туда из лагеря черных за два хода: 15+2=17. Общий баланс ходов черных исчерпан, а их ладья а8 и конь b8 в игру не вступали. Поскольку последний ход Лс6-f6 отпадает (было Лf8-f6), то двойной финальный шах белому королю был дан взятием пешки е4 на проходе - f4:е3 и предыдущий ход белых был е2-е4. Значит, на доске возникала такая позиция:

№ 10а #11#

После 16-го хода черных

Теперь прояснилось следующее: пешка на f4 пришла с f7, черная же пешка е7 не двигалась. А каков здесь минимум ходов белых? У короля и ладьи f1 три хода (0-0, Kpg1-g2-f3), у ферзевой ладьи и белопольного слона по два (Лa1-a6-h6 и Cf1-B-g4), у коня один (Kg1-B) и у пешек два хода (b2:c3, g2-g3): 3+2+2+1+2=10. Кроме ферзя на с3 белые уничтожили еще черные пешки на е7 и b7. Сделать это за шесть ходов (16-10=6) они могли только чернопольным слоном (Сс1-а3:е7) и пешкой (а2-а4-а5-a6:b7), закрывая баланс ходов белых фигур. Оказывается, ферзь d1 и конь b1 не двигались, а белый слон погиб на поле е7. Это позволяет уточнить пробежку черного коня от g8 до f8 - Kg8:Ce7-g6-f8.

Установлены точные маршруты перемещения всех фигур, исключая траекторию движения черного ферзя: было или Фd8-d4-c3, или Фd8-f6-c3 (зигзагу Фd8-h8-c3 помешал бы черный король, а тропинка Фd8-d3-c3 иллюзорна из-за черной пешки с3). Но и вариант Фd8-f6-c3 невозможен, так как перед ходом фd8-f6 надо взять черную пешку е7 слоном, который-то и не сможет выйти с поля с1 до взятия b2:Фс3. Наметилось и несколько цепочек последовательных ходов. У белых на королевском фланге порядок перемещений таков: g2-g3, Cf1-B, CB-g4, Kg1-B, 0-0, Kpg1-g2, Kpg2-f3. И еще у них две цепочки: a2-a4, a4-a5, a5-a6, a6:b7, Лa1-a6, Лa6-h6 и b2:c3, Cc1-a3, Ca3:e7. У черных тоже можно выявить три цепочки - две короткие (f7-f5, f5-f4 и d7-d5, d5-d4, d4-d3, Фd8-d3, Фd4-c3) и одну длинную: Kg8:e7, Ke7-g6, Cf8-c5, 0-0, Лf8-f6, Kg6-f8, g7-g6, Kpg8-g7. При их стыковке надо учесть два узловых момента: пробег белой ладьи по шестой горизонтали должен произойти непременно раньше хода Ke7-g6, а выпад черного слона Cf8-c5 возможен лишь после взятия Kg8:e7 и отскока Ke7-g6. А было так...

1.a2-a4 d7-d5 2.a4-a5 d5-d4 3.a5-a6 d4-d3, прокладывая путь ферзю, 4.a6:b7, расчищая крайнюю вертикаль для ладьи, 4...Фd8-d4 5.Лa1-a6 Фd4-c3 6.b2:c3, освобождая слона с1, 6...f7-f5 7.Cc1-a3 f5-f4 8.Ca3:e7 Kg8:e7 9.Лa6-h6 - как раз вовремя! 9...Ke7-g6, освобождая слона f8, 10.g2-g3 Cf8-c5. И только теперь легитимен энтузиазм перестройки королевского фланга: 11.Cf1-B 0-0 12.CB-g4 Лf8-f6 13.Kg1-B Kg6-f8 14.0-0 g7-g6 15.Kpg1-g2 Kpg8-g7 16.Kpg2-f3. Внимание: 16...Cc8:b7+, и приближается развязка - возникла позиция № 10а. И тут "виртуальный маэстро" сыграл 17.е2-е4 и получил двойной шах и мат - 17...f4:e3x...

Прошло более века со дня публикации опуса № 1, и летом 1954-го в шахматной печати мотив взятия на проходе прозвучал с удвоенным рефреном.

№ 11. Н. ПЕТРОВИЧ #12#

6 ретроходов?

В сей миниатюрной позиции достигнут максимум точных ретроходов при минимуме фигур. И этот элегантный рекорд остается незыблемым.

(Решения в следующем номере журнала.)

ОТВЕТЫ


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее