Управляя собственной машиной, человек волен ехать куда ему заблагорассудится. Другое дело - водитель, работающий по найму. Ему маршрут предписан начальником. Однако не все готовы дисциплинированно выполнять полученное задание, кое-кто не прочь на чужой машине выполнить "левый" рейс. Методом "пряника" не всегда удается добиться результата, но теперь у руководства автохозяйств появился и "кнут".
В фирме ООО "Глобал ориент" создан комплекс, позволяющий проследить все маневры автомобиля в течение смены. Для этого в автомобиле устанавливают устройство размером с компьютерную мышь, в котором находятся приемник, микропроцессор и радиомодем. Приемник периодически принимает сигнал спутников Глобальной навигационной системы, и этот сигнал обрабатывается процессором, а координаты автомобиля, вычисленные с точностью до нескольких метров, остаются во флэш-памяти устройства.
Когда водитель после смены возвращается в гараж, за сто метров от контрольного пункта на приемник автоматически поступает команда, и все данные передаются в компьютер диспетчера. После этого результаты могут быть выведены либо в виде таблицы с указанием координат транспортного средства, либо в виде точек на карте, повторяющих путь следования. Процессор устройства отслеживает кроме координат и другие параметры автомобиля, в том числе скорость движения.
Отсюда следует, что подобным "черным ящиком" могут заинтересоваться не только руководители государственных и частных автохозяйств, но и органы ГАИ. Теперь при проезде поста ДПС машина сама сообщит о превышении водителем скорости, если таковое имело место, за все время движения.
ПЫЛЕСОС-ГИГАНТ
На строительных площадках, как бы ни были аккуратны рабочие, всегда собирается масса мусора. Очень тоскливо смотрится картина, когда несколько человек, вооружившись совковыми лопатами, перебрасывают обломки кирпичей и бетона, песок и куски стекловаты, камни и деревяшки в кузов подъехавшего самосвала. Тяжело и непроизводительно, а кроме того - долго.
Теперь такую работу удалось механизировать. На базе автомобиля КамАЗ создана установка "Вихрь" для собирания сыпучих и жидких отходов производства. Основным ее узлом стал вакуумный насос словацко-шведской фирмы "COMPEL", создающий разрежение до 500 мбар. К задней части герметичного корпуса прикреплен шланг. Остается надеть на него насадку, включить компрессор, и гигантский пылесос готов собрать до 9 кубометров мусорной мелочи размером 3-5 сантиметров. После этого машина отправляется на свалку, где разгружается, как обычный самосвал.
Установку можно также использовать для выемки грунта при выкапывании траншей, ям для посадки деревьев и установки столбов. С ее помощью легко очистить железнодорожные вагоны после перевозки насыпных грузов. Не исключено ее использование для сбора навоза на крупных фермах.
АВТОМАТ ГАСИТ СВЕТ В ПОДЪЕЗДЕ
Несмотря на настойчивые призывы экономить тепло и электричество, во многих подъездах городских домов свет горит и днем, когда и так все видно, и ночью, когда все спят, а подъезд закрыт.
Владельцы коттеджей могут сделать схему электропроводки, позволяющую включать освещение от входной двери, а гасить - из комнаты. В многоквартирных домах подобный прием не всегда срабатывает - среди жильцов много рассеянных или невнимательных людей, которые будут забывать выключать лампы общего пользования. Теперь члены жилищных кооперативов и кондоминиумов могут воспользоваться средством, подсказанным "прижимистыми" европейцами. У них свет выключается автоматически через 2-3 минуты, которых хватает, чтобы подняться на свой этаж или спуститься на улицу.
В ОАО "Энергоэффективные системы" разработан комплекс "Эконом", обеспечивающий десятикратное снижение потребления электроэнергии. Кроме того, намного увеличивается срок службы светильни ков. Комплекс состоит из установленных в щите аппарата "день-ночь" и устройства управления освещением подъезда, а также подсвечиваемых кнопок-включателей светильников около квартир на лестничных площадках.
Днем освещение подъезда отключено, и система находится в дежурном режиме. С наступлением сумерек начинают работать лампы дежурного освещения подъезда и подсветка кнопок-включателей.
Комплекс изготовлен в антивандальном исполнении и годится для установки как во вновь строящихся, так и в уже находящихся в эксплуатации зданиях.
ДИСТАНЦИОННЫЙ ТЕРМОМЕТР
Причиной пожара часто становятся неисправности электропроводки. В местах нарушения изоляции возникает короткое замыкание, резко возрастает ток, вызывая местный разогрев. К сожалению, визуально авария обнаруживается слишком поздно. Нагрев, приводящий к возгоранию, происходит и при неисправных контактах в выключателях. Но как пощупать их, если они находятся под смертельно опасным напряжением?
Для таких случаев очень пригодились бы приборы, измеряющие температуру на расстоянии. Подобные устройства, называемые пирометрами, давно используются для контроля температуры в металлургии. Сейчас есть множество пирометров для определения абсолютной температуры поверхности на том или ином участке.
Так, выпуск целого ряда малогабаритных пирометров освоен на коломенской фирме "Техноас". С их помощью можно на расстоянии до нескольких метров определять температуру участка поверхности с точностью до 1°С и выявлять нарушения в скрытой электропроводке, места аварий на подземных трассах тепловых сетей и многое, многое другое.
Процесс измерения чрезвычайно прост. С помощью визира или лазерного луча нужно навести прибор на исследуемый участок и нажать кнопку включения. Через секунду на цифровом табло высветится результат.