Ежедневно в научных журналах всего мира появляются тысячи статей. Начиная писать научный труд, автор обычно надеется, что он привлечёт внимание коллег и повлияет на дальнейшее развитие его отрасли. Один из немаловажных инструментов в этом случае — дать статье нестандартное, бросающееся в глаза название. Это делается в надежде увеличить её рейтинг, чтобы коллеги её прочли и включили в списки литературы к своим работам (ведь частота ссылок — важный показатель успешности и авторитетности). Иногда авторы прибегают в названии к юмору, каламбуру, игре слов.
Трое учёных из Великобритании решили проверить, насколько такой ход помогает популярности научной статьи: не исключено, что увидев заглавие с искрой юмора, коллеги пожмут плечами и решат, что публикация слишком легковесна, и даже читать не станут. А может быть — наоборот, захочется узнать, о чём речь, и статью прочтут, а при случае — и сошлются на неё. Результаты исследований опубликованы в канадском журнале «Facets».
Чтобы попытаться ответить на вопросы об эффективности шуток в научных публикациях, авторы составили список из 2439 названий статей по экологии и эволюции, вышедших в восьми журналах в 2000—2001 годах. Назначили комиссию из десяти человек для оценки юмора в каждом заглавии по семибалльной шкале от 0 до 6, причём заголовок считался смешным, даже если всего один член комиссии поставил ему хотя бы один ненулевой балл. Среди оценщиков были студенты, аспиранты и сотрудники университета Нью-Брансуика (Канада) в возрасте от 20 до 40 лет. Параллельно собрали сведения о том, насколько часто каждая статья цитировалась коллегами. Статистический анализ показал, что статьи с забавными заголовками цитируются немного чаще, чем аналогичные с серьёзными...