ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОЛ ВЗМШ
1. Опишите как можно больше особенностей строения, образа жизни и поведения, связанных с заботой о потомстве у разных птиц.
2. Далеко не все тропические и субтропические растения могут стать комнатными (то есть успешно выращиваться в домашних условиях в удаленных от экватора широтах). С какими причинами может быть связана сложность или невозможность "приручения" таких растений?
3. Представьте себе, что рядом с вашим домом (или дачей) есть старый пруд и вы решили составить максимально полный список обитающих в нем живых организмов. Какие действия следует для этого предпринять? Обоснуйте их необходимость и достаточность.
4. Как вы думаете, какие функции в живых организмах могут осуществлять клетки, форма которых: а) почти шарообразная; б) плоская и широкая; в) вытянутая в длину и узкая; г) с торчащими отростками? Постарайтесь придумать как можно больше разных функций и для каждой функции напишите, почему для ее осуществления необходима именно такая форма клеток.
5. Юный натуралист Шурик прочитал, что гусеницы бабочек-белянок встречаются только на растениях из семейства Крестоцветные. "Как же так? - подумал Шурик. - Далеко не каждый школьник справится с определением растения до семейства, а значительно менее мозговитые насекомые ухитряются это делать..." Какие эксперименты мог бы поставить Шурик, чтобы узнать, как белянкам удается обитать только на растениях из семейства Крестоцветные?
6. Перечислите различные механизмы, из-за которых деятельность человека может приводить к вымиранию видов животных и растений. По возможности подтвердите примерами указанные вами механизмы.
7. В рекламе различных снадобий часто приводится утверждение: "Наш препарат - естественный продукт, участвующий в нормальном обмене веществ человека. Следовательно, он не может быть вреден". Справедливо ли это? Ответ обоснуйте, по возможности приведите примеры.
8. Классическим примером, позволяющим изучить многие закономерности перехода к многоклеточности, является водоросль вольвокс. Среди вольвоксовых встречаются и одиночные организмы, и небольшие колонии, и скопления из десятков тысяч особей. Объясните, какие преимущества получают клетки, входящие в состав колонии вольвокса, по сравнению с клетками, обитающими поодиночке.
Во вступительном задании использованы материалы Всероссийской биологической олимпиады учреждений дополнительного образования и Биологической олимпиады школьников МГУ. Учащимся восьмых классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 4-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и надписанным своим адресом (для отправки вам решения приемной комиссии). Работа должна быть отправлена не позднее 31 мая 2003 г. по адресу: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.
В одном из осенних номеров, когда прием в школу будет уже завершен, мы опубликуем ответы на конкурсные вопросы.