ЛИПУЧКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Г. МАРТЫНЮК (г. Одинцово Московской обл.).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Я возвращалась домой из Москвы в Одинцово (Московской области), и, не доехав до города, электричка по какой-то причине остановилась. Дверь открыли, и я пошла пешком. Путь был не близкий, но я об этом не пожалела. На песчаной насыпи вдоль железнодорожного пути недалеко от города Одинцово увидела несколько невысоких раскидистых растений с серо-зелеными листьями. Был конец сентября, но растения все еще цвели. Цветки - блестящие оранжево-желтые корзинки диаметром 3-4 см - с большой серединкой и с узкими, мелкими, причудливо изогнутыми лепестками смотрели на меня. Я сразу же вспомнила поэтические строчки Расула Гамзатова: "С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою, есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобою". И еще: "На людей доверчиво глядят все цветы, как дети в колыбели..."

Осторожно выдернула одно растение и унесла его с собой. Растение оказалось чрезвычайно липким, и склеенные пальцы я отмыла дома с трудом. Через какое-то время мне случайно попался на глаза в старой книге снимок найденного растения. Это оказалась "гринделия растопыренная", получившая не самое красивое название за расположение ветвей.

Родина гринделии - Центральная и Великая равнины Северной Америки, где она растет в черноземных прериях, полынных степях, на лесных подзолистых почвах. Жила там гринделия "оседло", пока не началось освоение этих земель поселенцами; и тогда-то обнаружилась "тяга" гринделии к путешествиям. Более назойливая, чем репейник, она прилипала ко всему - к шерсти животных, одежде и обуви людей, тележкам и фургонам и т.д. Используя все транспортные средства, растение со временем добралось до Миссисипи, преодолело перевалы Аппалачских гор и остановилось на побережье Атлантического океана. В 30-е годы ХХ века гринделия, воспользовавшись на этот раз морским транспортом, появилась в Европе; в частности, вблизи морских портов Николаева и Бердянска.

Во время Великой Отечественной войны гринделию уже видели в разных местах России и Украины: ее семена, скорее всего, завезли с поставляемым из США фуражом или зерном.

В 60-е годы ХХ века ученые заинтересовались незнакомым растением и стали его выращивать в Харьковском питомнике. Растение развивалось столь стремительно, что вытеснило местную флору в окрестностях города.

У гринделии нет врагов: это липкое и горькое растение животные обходят стороной, да и насекомых она явно не привлекает. Гринделии не страшна и водная среда: липкие смолы препятствуют проникновению воды в цветочные корзинки. Течение реки легко разносит корзинки, и гринделия распространяется (а семян у нее много) на прибрежных кручах, песчаных берегах, пойменных лугах, иногда образуя значительные колонии.

Однако гринделия приносит и пользу. Она укрепляет отработанную землю из карьеров и шахт, осыпающиеся подвижные пески, различные насыпи и т.д. В народной медицине гринделию используют как общеукрепляющее средство, возбуждающее аппетит. Установлено, что в растении много биологически активных веществ, смол, горечи, эфирных масел, кислот и т.д.

Гринделия адаптировалась на моем участке, но семена у нее не вызревают, и это, пожалуй, к лучшему.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»