№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ИЗ НЕДР ЗЕМНЫХ

В. Клепиков (г. Екатеринбург)

Единственная в России - сверхглубокая скважина СГ-4.
Идет подъем труб с глубины 5470 метров.
Этот "камушек" - как раз оттуда.

Шестнадцатый год продолжается в Свердловской области проходка единственной сегодня в России сверхглубокой скважины СГ-4. Впрочем, сохраняет она этот свой порядковый номер исключительно по традиции, поскольку все предшественницы - СГ-1 (Кольская), СГ-2 (Печорская) и СГ-3 (Тюменская) - уже остановлены. #1#

Оборудование для этих скважин было выпущено ведущим отечественным производителем буровых машин - Уралмашзаводом - и проектировалось на глубину проходки в 15 000 метров. Но хоть и работали на них специалисты самой высокой квалификации, оказалось, что идти в глубь Земли не проще, чем осваивать космос. И, кстати говоря, сопоставимо по стоимости, что стало одной из главных причин остановки трех первых скважин.

#2#

Словом, теперь уральская сверхглубокая - это экзотика, притом не только для России, но и для всего мира: ведь подобных ей на земном шаре меньше десятка. Внешне, однако, она напоминает самый обыкновен ный завод: цеха, станки, насосы, бытовка, столовая и т.п. И только по самой высоченной буровой вышке, укрытой гофрированным коробом от ветров и морозов, можно судить о том, что здесь идет уникальное бурение. Ведет его Уральская геологоразведочная экспедиция сверхглубокого бурения, состоящая из сотрудников Научно-производственного предприятия "Недра". Кроме них участие в исследованиях принимают специалисты более 20 организаций из Москвы, Петербурга, Ярославля и Перми, а также США, ФРГ и Швеции. Но, конечно, прежде всего - геологи Среднего Урала.

#3#

Поначалу - с момента запуска СГ-4 - бурение на ней велось обычным уралмашевским станком, который рассчитан на глубину до 4000 метров и чаще всего используется нефтеразведчиками. А когда возможности этого станка были исчерпаны, Уралмаш поставил экспедиции другую буровую установку, способную обеспечить проектную глубину. И вот в июле 2000 года главный буровой инструмент - долото - был поднят с 5470 метров. Извлечение керна со столь значительной глубины позволяет точнее изучить строение так называемого Тагильского прогиба Уральских гор, который признан мировым эталоном палеозойс ких складчатых областей. Да и вообще многие специалисты считают этот район выдающейся рудной провинцией с классическим спектром месторождений полезных ископаемых.

Бурение здесь ведут именно ради добывания первого носителя информации о неведомом - керна, для извлечения которого с пятикилометровой глубины потребовалось 15 лет. Хотя, разумеется, не только ради этого конкретного керна, а и ради всех его предшественников, доставаемых с ходом долота. Один такой ход - будь он хоть на 200 метров, хоть на 5 километров - геологи и буровики именуют рейсом, и каждый новый рейс требует больше времени, труда, бурильных труб и умения, нежели предыдущий.

Любой уходящий под землю стык предварительно проверяют на надежность столь же тщательно, как при полетах в космос. Ошибаться нельзя, малейшая небрежность недопустима: сверхглубокая - настолько дорогое удовольствие, что возможность аварии здесь просто не рассматривается.

А в ХХI веке значение этой скважины наверняка возрастет - хотя бы потому, что неизмеримо увеличится ценность информации о глубинах земной коры. Ведь неиссякаемых ископаемых ресурсов в природе нет, а искать и добывать их человечеству придется и через 100 лет.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее