Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Гений чистой пустоты

Андрей Савченко, инженер

Изобретение колеса перевернуло всю историю человечества. И, пожалуй, именно это изобретение сразу отделило человека от животных. Палочки, камни и другие «инструменты» вполне успешно используются самыми умными представителями фауны, но вот колесо — это признак настоящего Homo sapiens, который когда-то сообразил, что если в нечто круглое воткнуть палку, то такая штуковина сможет многое.

Фото: michael avina/flickr.com.
Концепт-кар Sbarro Orbital с бесступичными колёсами, представленный на автосалоне в Женеве в 2009 году. Фото: Norbert Schnitzler/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0.

С помощью колеса, прежде всего, можно возить грузы и молоть зерно. «Блин», вырезанный из бревна, на деревянной оси оказался куда удобнее волокуши, а каменный жёрнов на мельнице позволил без особых усилий превращать в муку пшеницу и рожь. С тех пор люди продолжали изобретать колесо и весьма преуспели в этом. Оно породило наземный транспорт, для него были построены дороги, в том числе железные — колесо стало символом технического прогресса. За тысячелетия своего существования оно обзавелось спицами, шинами, подшипниками, тормозами. Но базовым элементом колеса всегда была:

Ось...

Так и оставалась бы она на своём центральном месте, если бы в 1939 году в Италии не появился на свет человек по имени Франческо Зефферино Сбарро, будущий токарь и тракторист, ставший впоследствии знаменитым на весь мир… швейцарским автомобильным дизайнером.

Похожая на сценарий фильма биография 18-летнего Франческо началась в 1957 году, когда охота к перемене мест и любовь к технике заставили его покинуть родную деревню Презичче и переехать в Швейцарию. За два года работы в кабине трактора на склонах предгорий Альп юноша не только изучил материальную часть, но и обзавёлся некоторым начальным капиталом. Это позволило ему открыть автомагазин в сотрудничестве с самим Карлом Боргвардом, известным немецким автомобильным конструктором. Именно тогда бывший тракторист решает проектировать и строить автомобили самостоятельно. Но по-настоящему фортуна улыбнулась Франческо после перехода к Джорджо Филипинетти, владельцу гоночной команды Scuderia Filipinetti. Сбарро поразил начальника своей работоспособностью, хваткой и целеустремлённостью. В результате бойкий и рукастый итальянец назначается в 20 лет главным механиком команды!..

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее