О Николае Николаевиче Шульговском (1880-1934?), русском поэте, ученом-стиховеде, популяризаторе литературоведения, как это ни странно, мало сведений и в отечественных энциклопедиях, и в поэтических антологиях, и в узкоспециальных изданиях. Многие годы пришлось собирать факты из жизни и работы этого незаурядного человека. Его имя упоминается только в алфавитном перечне книги библиографа-библиофила А. К. Тарасенкова "Русские поэты ХХ века". - М.: Сов. писатель, 1966; там же указаны названия трех его первых поэтических сборников.
Шульговский учился в Петербургском университете и параллельно занимался в Кружке философии права профессора Льва Иосифовича Петражицкого. В студенческие годы опубликовал статьи "Право на жизнь. Социологический очерк с психологической точки зрения", "Идеал человеческого поведения. Правно-политическое исследование", "Психологические основы утопии". После того как Николай Шульговский закончил обучение (1908), его оставили при университете для подготовки к профессорскому званию. Однако он не стремился к административной и педагогической работе. Его влекло литературоведение и литературное творчество.
Изучив более четырехсот (!) первоисточников по истории, теории, эстетике, гармонии и формам стихосложения, а также собственно поэзии - древнеклассической, Средних веков, эпохи Возрождения, русской народной, он издал монографию "Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения, ч. 1". Книга была выпущена в 1914 году, за 5 лет до выхода впоследствии "нашумевшей" (по словам известного журналиста-библиофила Олега Рисса) работы Валерия Брюсова "Краткий курс науки о стихе. О метрике и риторике стиха". Фундаментальный труд Шульговского получил положительный отклик в России. О его книге тепло отозвался Александр Блок.
Н. Шульговский старался держаться независимо и не входил ни в какие литературные объединения, союзы и т. п. Свой первый поэтический сборник "Лучи и грезы. Стихи, поэмы, миниатюры в прозе" выпустил в 1912 году, а последний - "Хрустальный отшельник" - в 1917-м. До выхода сборников его произведения печатались в газете "Новая Русь", журналах "Мир", "Нива", "Guademus" и других. Вот образчики поэтических творений Шульговского:
К вечеру
Тихий пруд среди сирени
Дремлет чистый, как хрусталь.
Тает в робкой полутени
Перламутровая даль.
Беспредельность нежной грезы
Замирает в вышине...
Чья-то песня, чьи-то слезы
Откликаются во мне...
Старые письма
Забытых писем брошенная связка
Нашлась случайно в глубине стола,
Я развязал ее, и нежащая ласка
Усталое мне сердце обвила.
Читаю с жадностью поблекшие
страницы.
Волнует грудь мою неровных
строчек ряд,
И снова предо мной исчезнувшие лица
Замолкшими устами говорят.
Мечтою прежних лет душа моя
согрета.
Бумаги шелест дорог мне и мил.
И веют буквы струйкою привета
От тех, кого уж нет, кого я так
любил.
В 20-е годы по сценариям Шульговского в петроградских театрах были поставлены пьесы для детей "Голубой ключик" и "Дороже денег". Через несколько лет он подготовил к печати монографию "Теория и практика поэтического творчества. Природа творческого акта в искусстве в связи с основными вопросами эстетики, ч.2", а также три новых сборника стихотворений ("Поникшие крылья", "У рубежа", "Симфония эс-моль"), романтическую драму в стихах "Легенда о любви", поэму "Песенки бедного Тома", рассказы "Души страдавшие". Перечисленных работ в библиотеках нет, и судьба их пока неизвестна, но поиски продолжаются...
В советское время в ленинградской "Красной газете" Шульговский вел рубрику занимательного стихосложения, вызывавшую живой читательский интерес.
По просьбе издательства "Время", готовившего книжную серию "Занимательная наука", он написал в 1926 году "Занимательное стихосложение". Книгу хорошо приняли читатели. Через три года состоялось ее второе издание, но под названием "Прикладное стихосложение".
Обе книги содержательны и занимательны по форме. Автор пишет, что поэтом "надо родиться", но знать "секреты" стихосложения, в том числе и неординарного, можно и нужно не только поэту-стихотворцу, но и любителю поэзии. В каждой из книг более сорока разделов. Техническую сторону необычных форм "высокой поэзии" Шульговский излагает доступно и интересно. Здесь эффекты звукоподражания и игры рифм, загадочные стихи и загадки в стихотворной форме, "бесконечные" стихотворения и стихи на разные случаи жизни, образцы юмористического стихотворчества и многое другое.
Заметим, что об оригинальных формах стихосложения "Наука и жизнь" рассказывала неоднократно (см. №№ 7, 8, 1966 г.; № 12, 1967 г.; № 9, 1968 г.; № 9, 1970 г.; № 4, 1972 г.; № 10, 1975 г.; № 11, 1997 г.; № 2, 1998 г.; № 2, 2003 г.). Да и другие издания, публикуя статьи о стихосложении, обращались к книгам Шульговского, увы, без ссылок на автора.
"Занимательное стихосложение" стало библиографической редкостью. Предлагаем читателям совершить своеобразный экскурс (опустив теоретические тонкости стихотворчества) по избранным страницам научно-занимательных книг Николая Шульговского.
См. в номере на ту же тему