Как известно, новые законы, указы, постановления рождаются "наверху" - их разработкой и принятием занимаются специальные правотворческие органы: Федеральное собрание, президент, правительство, министерства, ведомства и др. Мы же, простые граждане, узнаем об их решениях из средств массовой информации: телевидения, радио, официальных газет и журналов, освещающих новинки законодательства. Однако уследить за всеми теле- и радиосообщениями просто невозможно, а просматривать в библиотеке толстые подшивки периодических изданий слишком неудобно и хлопотно. Учитывая также, с какой скоростью издаются сегодня новые законы и многочисленные поправки к ним, становится понятно, что даже опытный юрист потерял бы голову, если бы не электронные средства хранения и передачи информации .
Не секрет, что в последнее время на смену "бумажным" все чаще приходят электронные издания, выпускаемые на компакт-дисках или публикуемые в Интернете (см. "Наука и жизнь" № 8, 2000 г.). Работать с ними гораздо удобнее, особенно если речь идет о больших справочниках и базах данных: они не занимают много места в помещении, не распадаются на отдельные листы, могут включать средства быстрого поиска информации, а также гипертекстовые ссылки на другие, близкие по содержанию, документы. Кроме того, информацию в электронном виде можно передавать по сетям, в частности по каналам Интернета, что гораздо быстрее и удобнее, чем обычной почтой.
Впервые о возможностях использования компьютеров для работы с правовой информацией заговорили на Западе еще во второй половине 60-х годов. Тогда же появились и первые электронные справочно-правовые системы (СПС). В 1967 году начала действовать электронная картотека CREDOC, созданная совместными усилиями специалистов из университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В нее вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Новорожденная система еще не предполагала прямой связи пользователя с информационным банком - при тогдашнем уровне развития компьютерных и сетевых технологий это было просто невозможно. Пользователю приходилось обращаться в специальное информационное бюро, откуда в течение нескольких дней (от двух до восьми - немыслимо долгий срок при нынешнем развитии техники!) приходил ответ.
В том же 1967 году в США коллегия адвокатов штата Огайо и фирма DATA Corp. заключили соглашение, с которого началась разработка одной из самых известных в мире справочно-правовых систем - LEXIS-NEXIS (вначале она называлась просто LEXIS). В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой , то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами. В 1980 году в LEXIS-NEXIS вошло также и британское законодательство.
Развитие компьютерных технологий и появление в начале 80-х годов персональных компьютеров обусловили быстрое распространение справочно-правовых систем во многих странах. В настоящее время в мире существует около 100 различных СПС. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE; в Бельгии - CREDOC; в Германии - система Бундестага и LEXINFORM; в Финляндии - интерактивный электронный каталог FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д.
А что же у нас? В СССР процесс начался с некоторым опозданием. Летом 1975 года руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. Его реализация была поручена созданному в 1976 году при Министерстве юстиции Научному центру правовой информации (НЦПИ). Работа нового подведомствен ного органа свелась в основном к учету нормативных актов и разработке справочников, пользоваться которыми могли лишь сотрудники отдельных министерств, ведомств и научных организаций. Так продолжалось до времен перестройки, когда в нашу повседневную жизнь вошли и стали привычными такие понятия, как "правовой беспредел", "обманутые вкладчики", "банкротство", "уголовный террор". Эти явления, причудливо сочетавшиеся с массовой компьютеризацией и коммерциализацией населения, привели к тому, что в начале 90-х появилось сразу несколько справочно-правовых систем. "Первой ласточкой" стала СПС ЮСИС, выпущенная фирмой "Интралекс" в 1989 году. Через год аспиранты факультета "Вычислительная математика и информатика" Московского государственного университета создали систему "Гарант". А еще два года спустя из коллектива компании отделилась группа несогласных с некоторыми концепциями "Гаранта" - так родилась система "КонсультантПлюс". Впоследствии эти две фирмы создали разветвленную сеть своих информационных центров в различных регионах нашей страны.
Сегодня на российском рынке работает довольно много компаний - разработчиков справочно-правовых систем и еще больше сервисных центров, осуществляющих их поставку и обслуживание. Кроме вышеперечис ленных существуют СПС "Кодекс" (Центр компьютерных разработок "Кодекс" при мэрии Санкт-Петербурга), "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис"), "Юридический мир" (ЗАО "Дело и право"), "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии"), системы "1С:Кодекс", "1С:Гарант", "1С:Эталон" (компания "1С" совместно с ЦКР "Кодекс", НПП "Гарант-Сервис" и Минюстом), "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Однозначно рекомендовать пользователю какую-либо из СПС трудно - они отличаются как по способу организации базы данных, так и по качеству представления различных отраслей законодательства. Мы расскажем чуть подробнее об основных подходах к разработке справочно-правовых систем на примере наиболее популярных сегодня СПС "Гарант" и "КонсультантПлюс".
Одно из различий между справочно-правовыми системами - пути решения проблемы, связанной с постоянным появлением новых правовых документов и необходимостью вносить их в базу. В "Гаранте", например, поступают следующим образом: если какой-либо документ утрачивает силу или выходит его новая редакция, то старый вариант заменяется на новый, а в его тексте ставится гиперссылка на предыдущую редакцию. Таким образом, пользователь "Гаранта" всегда работает с самым последним законодательством, не рискуя случайно воспользоваться устаревшим или утратившим силу документом. А если при ревизии или следствии встречает ся давнишний прецедент - перейдя по ссылке, легко выяснить, какие законы действовали в то время. Что касается системы "КонсультантПлюс", то в ней старые документы также сохраняют, встраивая прямо в них новые редакции, а также внося комментарии обо всех произошедших изменениях. Чтобы система не очень "раздувалась" от многочисленных редакций, время от времени из нее удаляют слишком уж устаревшие документы. При таком подходе пользователь может, попросту говоря, ошибиться, воспользовавшись старым документом вместо нового. Во избежание этого предусмотрено много "подсказок" - как мнемонических символов, так и текстуальных комментариев. К преимуществам такой организации данных можно отнести то, что "встраивать" в систему вновь вышедшие документы гораздо проще, чем полностью перезаписывать всю базу, как это делается, например, в "Гаранте". Поэтому новые версии "Консультанта" появляются быстрее и стоят дешевле, а пополнять их можно с дискет или даже по электронной почте (по договору с сервисным центром).
Кроме того, справочно-правовые системы отличаются одна от другой по содержанию, а также по его классификации. Так, "Гарант" придерживается общепринятого тематического деления законодательства по отраслям, то есть на гражданское, уголовное, административное, земельное, банковское, таможенное и т.д. Помимо этого он включает базы по законодательству 50 регионов Российской Федерации, "Формы правовых документов", а также разъяснения и консультации по вопросам бухучета и аудита.
"Консультант" устроен несколько иначе: основные его базы делятся на федеральные, региональные и консультаци онные. Последние содержат разъяснения по вопросам бухучета, финансов и банковского дела. Есть также вспомогательные базы, в которых собраны образцы деловых документов, материалы арбитражных судов, сведения о ценных бумагах, а также разъяснения по правовому обеспечению работы медицинских и фармацевтических организаций.
Но главное, что бросается в глаза при сравнении тематического наполнения "Консультанта" и "Гаранта", - это изобилие информации по региональному законодательству в первой системе и по международному праву во второй. Думается, что в этом заложена основа более узкой специализации каждой из СПС в будущем.
Различия справочно-правовых систем во многом обусловлены также тем, какую цель ставят перед собой их разработчики. Компания "Гарант-Сервис" пытается создать универсальный продукт, способный стать "настольным юрисконсультом". С этой целью проводится очень тщательная проверка на аутентичность, а также юридическая оценка включаемых в базу правовых документов. В том случае, если в тексте законодательного акта нет точных ссылок на другие документы (то есть сказано что-нибудь вроде "…в соответствии с действующим законодательством…"), юристы компании сопровождают текст своими комментариями, включающими гипертекстовые ссылки на соответствующие документы.
По мнению разработчиков "Консультанта", СПС должна быть полезна, в первую очередь, специалисту, работающему с законодательством (например, бухгалтеру), однако полностью заменить квалифицированного юриста не может и не должна. Поэтому "Консультант" содержит меньше комментариев юристов. Разработчики обеих систем включают в базы только документы, полученные по прямым договорам с органами власти. Это, как считают они, гарантирует достоверность правовой информации.
В обеих системах имеются богатые консультационные базы, в которых собраны ответы специалистов (юристов, финансистов и т.п.) на вопросы, возникающие в повседневной жизни и работе. "Гарант" пошел по пути обобщения многочисленных частных случаев, создав так называемую "Энциклопедию ситуаций". Однако, по мнению разработчиков "Консультанта", подобная унификация чревата потерей наиболее экзотических прецедентов, ценных для некоторых пользователей. Поэтому специалисты "Консультанта" включают в свои базы громадное количество (80% от общего числа) нигде не опубликованных консультаций. В "Гаранте" же, напротив, собраны лишь вопросы и ответы, уже публиковавшиеся в печатных изданиях.
Электронные справочно-правовые системы выпускаются на компакт-дисках. (Если у вас дома нет CD-ROM, возможна также установка с переносного винчестера или дискет.) При этом СПС, как правило, представлены комплектами, различающимися по величине и тематическому наполнению. Например, "Гарант" включает комплекты "Гарант-Практик", "Гарант-Мастер", "Гарант-Профессионал", "Гарант-Универсал" и др. Тем самым разработчики пытаются приспособить базу к потребностям конкретных пользователей с различным уровнем квалификации.
Многие справочно-правовые базы частично или полностью доступны в Интернете. С описанными выше системами "Гарант" и "КонсультантПлюс" можно более подробно ознакомиться по адресам http://www.garant.ru и http://www.consultant.ru соответственно.
Массовое использование компьютерных технологий для распространения достоверной юридической информации будет способствовать повышению культуры наших граждан. Открытая и доступная правовая информация - основа построения демократического общества.