№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ПОДМОСКОВНАЯ УСАДЬБА ВЫШНИЕ ГОРКИ

А. КАЛЯКИНА, старший научный сотрудник Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские".

История усадьбы

Современный вид усадебных домов.
На фоне Большого дома сфотографировались в 1913 году рабочие, принимавшие участие в реконструкции усадьбы.
Так выглядел северный флигель усадьбы Вышние Горки до реконструкции в начале ХХ века.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Эти помещения знакомы нам по кадрам фотохроники 20-х годов - комната В. И. Ленина в Горках и его рабочий кабинет.
Парк в усадьбе Горки.
Часы, изготовленные в Европе в начале XIX века, принадлежали владельцам усадьбы.
Дамский туалетный столик выполнен из дерева и фарфора в Германии в середине XIX века.
Комната владелицы усадьбы З. Г. Морозовой.
Панно (аппликация и вышивка) привезено в Горки из морозовского имения Покровское-Рубцово.

Мы знаем, что "Горки Ленинские" - это место, где провел последние годы В. И. Ленин. А между тем усадьба, в которой размещается заповедник, известна еще с XVI века. Эта старинная вотчина в Подольском уезде Московской губернии включала в себя небольшую деревушку, два сельца, пахотные, лесные и сенокосные угодья. Почти триста лет она принадлежала дворянскому роду Спасителевых, служивших при царском дворе еще Алексею Михайловичу. Первый каменный дом в сельце Вышние Горки, упоминаемый в документах конца XVIII века, принадлежал Марфе Афанасьевне Спасителевой, вероятно, последней представительнице этого старинного рода. Предком Спасителевых был священник Сальватор (по-латыни - Спаситель), который прибыл в Россию в свите невесты Ивана III Софьи Палеолог.

Место для архитектурного ансамбля было выбрано очень удачно: на высоком берегу речки Туровки, с широким видом на дальние луга, долину Пахры. Пологий луг спускался от дома к небольшому круглому пруду, ставшему центральным элементом парковой композиции. О том времени напоминают сохранившиеся в западной пейзажной части парка деревья - дубы, липы, вязы, которым уже более трехсот лет. К сожалению, в конце августа прошлого года над старинным парком пронесся ураган, в Москве его почти и не заметили. В Горках он длился не более получаса, но в результате в усадебном парке было повалено более 1200 деревьев, испорчен восточный партер, поломаны липы в пейзажной и регулярной частях парка, убытки исчисляются многими тысячами рублей. Это еще более трагично потому, что горкинский парк совсем недавно, в середине 90-х, включен в состав лучших парков Европы.

В XIX столетии усадьба Горки часто переходила из рук в руки. Каких только имен с нею не было связано: Голохвастовы и Кречетниковы, знаменитые московские богачи Дурасовы, попечитель Московского университета генерал А. А. Писарев, Лопухины. Каждый новый владелец обязательно что-нибудь менял в домах по своему вкусу.

В первой трети XIX века перед Большим домом появился парадный двор, или курдонер, с двух сторон замкнутый флигелями. Был разбит сад с привычными липовыми аллеями, боскетами, нарядным зеленым партером перед восточным фасадом дома. Вероятно, в Горках работал очень талантливый архитектор, сумевший расположить этот усадебный ансамбль свободно, вольно, в полной гармонии с окружающей его природой, создав ощущение покоя и уюта. Внутренняя планировка дома была построена по анфиладному принципу. От всего декоративного убранства дома в настоящее время сохранился небольшой прямоугольный барельеф, украшавший пространство над анфиладной дверью: два сатира, расположившихся у горящего жертвенника. Их движения, позы столь грациозны и непринужденны, что смело можно говорить о высоком мастерстве и талантливости неизвестного нам автора.

В 60-80-е годы XIX столетия Горки переживали период запустения и разорения, усадебные дома стояли полуразрушенными, в окнах Большого дома не было рам, отсутство вали двери и полы, крыша во многих местах сорвана, для жилья был пригоден лишь северный флигель. Запустение царило и в парке, он одичал, превратился в лес. Старинные дворянские гнезда, лишенные многочисленных трудолюбивых и, самое главное, бесплатных рук крепостных дворовых, пришли в упадок почти по всей тогдашней Российской империи. В это время усадьбы стали переходить в руки нового класса богачей - промышленников, банкиров, купцов.

Возрождение усадьбы началось после ее покупки фабрикантом А. И. Прокофьевым, владевшим небольшой парфюмерной фабрикой в Москве за Крестьянской заставой в Ростокине. При нем усадебные дома восстановили, старый вишневый сад, загустевший и одичалый, вырубили, а вместо него насадили яблоневый; старинная проселочная дорога, заканчивавшаяся у переправы через топкие берега Туровки, была продолжена и улучшена, теперь усадьба надежно соединялась с Каширским трактом.

Свой современный респектабельный облик имение Горки получило в 10-х годах ХХ века, когда им владела вдова Саввы Тимофеевича Морозова Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот-Резвая. Большое состояние помогло ей восстановить и отделать дом, вернуть поместью почти все принадлежавшие ему земли. В усадебных домах появились многие блага цивилизации: паровое отопление, электричество, водопровод. Умеющая зарабатывать деньги, Зинаида Григорьевна превратила Горки в процветающую капиталистическую ферму. Во вновь отстроенной оранжерее выращивались экзотические для средней полосы фрукты и редкие цветы. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, посажаны ягодники; молочный скот и элитная пшеница получали медали на сельскохозяйственных выставках. Все это приносило владельцам немалый доход. В имении работали наемные рабочие из Прибалтики и поденщики из окрестных сел.

Усадебные дома получили новые фасады, их площадь несколько расширилась за счет пристройки с северной стороны зимнего сада, а с южной - большой летней террасы. Существует предположение, что грандиозную реконструкцию этой барской усадьбы производил известный архитектор Ф. О. Шехтель. Морозова привезла в Горки часть вещей из своего московского дома на Спиридоновке, проданного в 1909 году, и некоторые предметы - мебель и декоративно-художественные изделия из Покровского-Рубцова - имения, отданного старшему сыну Тимофею. Интерьеры горкинских комнат украсили коллекции мейсенского фарфора, многочисленные миниатюрные портреты XVIII-XIX столетий, полотна старых и современных мастеров (портреты кисти И. Макарова и В. Серова, пейзажи И. Левитана, П. Петровичева, А. Борисова), прекрасные ампирные гарнитуры (дворцовая мебель Росси, гарнитур на золотых лебедях).

Вскоре после революции

В истории Горок странно переплелись изысканность и нега усадебной жизни и неистовость революционных бурь. Революция 1917 года поначалу не многое изменила в жизни имения. Согласно Декрету о земле, где заявлялось, что все помещичьи, монастырские и церковные земли конфискуются "...со всем живым и мертвым инвентарем, со всеми постройками и принадлежностями", эта подмосковная усадьба тоже была национализирована. Дом не был ни разорен, ни разграблен. Позже местные жители объясняли это так: "Деревня наша бедная, маленькая, дворов двадцать каких-нибудь. Наши горкинские мужики несмелые, робкие. И думали тоже по кирпичу брать, но даже на печь не хватит. Так и не тронули". Национализация выразилась в том, что в марте 1918 года представителем земельного комитета Сухановской волости Подольского уезда П. Масоловым и бывшим управляющим имением Р. Зандовским была составлена опись имущества и инвентаря, где также перечислялись все земельные угодья.

Все остальное оставалось по-старому. Владелица Горок вовсе не ощущала себя "бывшей", она по-прежнему, наезжая сюда из Москвы, часто жила в имении. Разница для нее состояла лишь в том, что теперь за присланные с фермы молоко, творог и яйца ей приходилось платить.

Между тем весь 1918 год Горки посещали бесчисленные комиссии разного уровня и ранга. Член одной из комиссий вспоминал: "Бывшее имение Морозовой - совершенно сохранившийся старинного типа дворянский дом, хорошо оборудован. Стоит на возвышенном красивом месте, у подножия большой пруд, невдалеке речка Пахра, кругом очень большой красивый парк, продолжением которого является со всех сторон лес. К Горкам с двух сторон идут прекраснейшие шоссе".

В апреле 1918 года приехала Комиссия по охране памятников и художественных сокровищ при московском Совете и, признав художественно-культурную ценность усадьбы, стала ее охранять. В мае-июне усадьбу попытался занять Московский продовольственный комитет. Представителей этой организации привезла в усадьбу сама Морозова, предпринимавшая всяческие усилия, чтобы сохранить за собой Горки, при этом она прибегала к помощи новых властей и одновременно использовала протекцию старых знакомых. Зинаида Григорьевна обращалась за помощью даже к иностранным дипломатам.

Однако это вызвало бурю негодования в губернском земельном комитете, и на его заседании решено было "строжайше расследовать представителей Продкомите та и предать последних суду революционного трибунала" и "в целях выяснения возможностей этого дела необходимо сейчас же арестовать гражданку Резвую (Рейнбот)". Зинаиду Григорьевну не арестовали, но приезжать в Горки она перестала и больше здесь не бывала. Она жила в Москве, потом в селе Ильинское, по Ленинградской железной дороге. Благодаря поддержке В. И. Немировича -Данченко с 1927 года получала крохотную пенсию - 120 рублей за то, что некогда ее муж, Савва Морозов, построил здание для МХАТа. Последняя владелица Горок умерла в 1947 году.

В конце июня 1918 года очередная комиссия составила новый акт по приемке имения Горки. С этого времени Горки стали государственной сельскохозяйствен ной фермой, в обязанности которой входило снабжение молоком и другими молочными продуктами Сухановской больницы и местного населения.

Четкого плана относительно Большого дома не было, однако живописные окрестности, комфортные бытовые условия невольно наводили на мысль об устройстве здесь места отдыха. Вокруг основных усадебных построек располагалось несколько пустующих деревянных дач. На заседании Московского губернского комитета земледелия в июле 1918 года решено было предоставить пустующие помещения в имении Горки под детскую колонию. Здесь был организован детский дом, а чуть позже та же комиссия постановила превратить имение Горки в место отдыха ответственных работников и партийных товарищей. Отдыхающие бесплатно обеспечивались бельем, и по принятым на ферме ценам им отпускалось на день 2 бутылки молока (кружка молока стоила 15 копеек), 5 штук яиц, 1/4 фунта масла, 1 фунт творогу и 2 раза в день для них ставили самовар. Ежедневно каждый отдыхающий сдавал в кассу фермы по 1 рублю на оплату прислуги. С июля 1918 года советские служащие стали приезжать в "санаторию". Они предъявляли управляющему фермой билет с печатью и подписью комиссара земледелия.

Ленин в Горках

25 сентября 1918 года в Горки впервые приехал В. И. Ленин с женой Надеждой Константиновной и сестрой Марией Ильиничной. Их разместили в Большом доме. Горки Ленину понравились. Он "больше всего любил эту дачу, любил именно это место, любил самый дом. Нравилось ему и высокое расположение дома, эти широкие открывающиеся перед ним горизонты", - вспоминала Н. К. Крупская.

В первый свой приезд Ленин пробыл здесь всего лишь месяц, и тогда еще не было решено окончательно, станет ли эта "дача" местом его постоянного отдыха. Поиск других, может, более удобных по разным соображениям мест все еще продолжался.

Новые хозяева

После отъезда Ульяновых из Горок осенью 1918 года хозяином поместья стала созданная латышскими рабочими коммуна. Она получила в аренду землю, оранжерею, водопровод, имела право пользоваться сельхозинвентарем, лошадьми. Создание такой коммуны, по мнению Ленина, который принимал в этом живое участие, должно было показать окрестным крестьянам преимущества работы по-новому. Но, как вспоминала впоследствии Н. К. Крупская, ничего из этого не вышло, а все свелось к дележу имущества прежних хозяев.

Новым хозяевам было глубоко безразлично, что имение Горки и его художественно -историческая обстановка признаны национальным достоянием и находятся под охраной государства. Положение власти в тот период казалось очень шатким, в далекое будущее никто не заглядывал, все жили сегодняшним днем, и упускать счастливый случай никто не хотел, тем более что наемные рабочие, а ныне коммунары, никак не были связаны ни с Горками, ни с Россией. Руководители коммуны забрали из дома часть мебели и обставили свои квартиры. Помимо этого большое количество посуды, ковры, занавески, серебро, ножи, вилки и прочие вещи тоже распределили, и несколько возов увезли в Прибалтику. Досталось кое-что и простым работникам-коммунарам.

Однако наказание за разграбление имущества все-таки последовало. Управляющий коммуной был арестован ЧК, а оставшихся "коммунаров" принудили уплатить штраф. Саня Воробьева, повариха санатория, до того состоявшая в коммуне, рассказывала, что, когда у нее в доме, после развала коммуны, нашли ковровые дорожки из имения, то хотели арестовать. Она рассказала о своей беде Ленину, который, по ее словам, ответил: "Сидеть не будешь, а штраф заплатишь". Так и заплатила 50 рублей.

Судьба художественных сокровищ

Осенью 1918 года в наркомпросовской комиссии по делам музеев (она теперь занималась охраной историко-культурных памятников и вывозом художественных ценностей из усадеб) вспомнили о Горках. Дважды представители комиссии посещали поместье. В отделе письменных источников Государственного исторического музея сохранился подробный отчет, где подчеркивается необходимость вывоза из Горок картин И. Лампи, И. Макарова, В. Серова, гравюр с видами старого Петербурга, выполненных П. Махаевым.

Портрет М. Ф. Морозовой (матери Саввы Морозова), написанный В. Серовым в 1897 году, первоначально отправили в Английский клуб в Москве, а потом эта жемчужина горкинской коллекции была передана в Русский музей в Петербурге.

Блестящий женский портрет кисти И. Макарова (1848 г.), висевший в комнате бывшей хозяйки поместья и так хорошо видный на фотографии, сделанной в начале 10-х годов, оказался в Туркестанском университете (сейчас следы портрета потеряны). Коллекция гравюр П. Махаева и миниатюрные портреты были переданы в отделение Национального музейного фонда, который размещался в Мертвом переулке. Оттуда они распределялись по разным музеям, учреждениям, санаториям. Лучшие образцы оказались в крупнейших музеях. Следы многих усадебных экспонатов потеряны. Правда, иногда происходят удивительные вещи. Совсем недавно отыскались две миниатюры - портреты Г. А. Строганова и его жены Анны Сергеевны. Они хранятся ныне в Государственной Третьяковской галерее. А судьба их такова: вывезенные из Горок в 1918 году портреты были переданы в бытовой музей в подмосковном городке Лыткарино, а после его закрытия поступили в Третьяковку. Удалось найти в архивах списки предметов из морозовской коллекции фарфора, по которым фарфор был передан в фонды Государственного музея керамики в Кусково.

Исторический заповедник

Превращение Горок в место постоянного отдыха В. И. Ленина оградило их на время от разорения и вывоза имущества. По воспоминаниям солдат ленинской охраны, он просил в доме ничего не менять и специально для него не переделывать, все перестановки ограничились тем, что в его комнате появились ширмы, а со стен сняли кое-какие портреты. Но в других помещениях все оставалось на своих местах. На приезжавших в Горки друзей Ленина усадебный дом производил впечатление настоящего дворца, с ампирно-нарядными залами, увешанными картинами, "в основном во вкусе 30-х годов", - вспоминал искушенный в искусстве А. В. Луначарский. После смерти вождя эта дача еще долгие годы находилась в полном распоряжении семьи его брата Дмитрия и племянников. Две комнаты были признаны мемориальными: кабинет Ленина и комната, где он умер.

Решение о создании в Горках Дома-музея В. И. Ленина было принято в 1938 году. Открытие состоялось лишь в январе 1949 года. Из мемориальных комнат были восстанов лены только три, в остальных разместилась документальная экспозиция. Предметы, которым не нашлось места в экспозиции - мебель, изделия декоративно-прикладного убранства (а их было около 600 единиц хранения), вынесли в помещение фондов. В качестве фондохранилища тогда использовали подвал под Большим домом, где влажность порою достигала 90%. К тому же это было сделано со следующей формулировкой: "как не имеющие прямого отношения к Ленину"... Именно эта формулировка на долгие годы определила отношение к художественным коллекциям усадьбы. Штат Дома-музея в те годы состоял из трех лекторов, коменданта, охраны, уборщицы и директора. Научных сотрудников, занимающихся фондовой и исследовательской работой, в музее не было, лекторы, занятые в основном обслуживанием групп посетителей, в год открытия музея приняли более 58 тысяч человек.

60-70-е годы ХХ века характерны созданием в различных регионах страны масштабных музейных комплексов, посвященных ленинской тематике. Не обошли эти веяния и горкинский музей. Во время подготовки к празднованию столетия со дня рождения Ленина дирекция Дома-музея выступила с предложением создать в Горках исторический заповедник. В 1968 году состоялся всесоюзный архитектурный конкурс, в котором приняли участие 12 творческих коллективов. Победивший на конкурсе проект Л. Павлова и стал основой для будущего строительства.

В 1972 году было принято постановление Совета министров Российской Федерации "О создании Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские". В заповеднике выделялись две зоны: мемориальная площадью 350 гектаров и охранная - 9,5 тысячи гектаров. Во время работ по созданию заповедника на мемориальной территории восстановлено здание железнодорожной станции "Герасимово" Рязано-Уральской железной дороги, включавшее зал ожидания, помещение железнодорожных служб, колодезь при станции. Такие станционные строения были характерны для многих полустанков на железных дорогах России в начале ХХ века. Станция "Герасимово" - своеобразный музей. При реконструкции использованы документальные фотографии и кадры кинохроники 1924 года. К сожалению, в настоящее время этот комплекс подвергся варварским нападениям современных вандалов: сожжены деревянные постройки, разбиты оконные стекла, загажен колодезь.

В начале 80-х годов восстановлен дом крестьян Шульгиных в деревне Горки, где в 1921 году на крестьянском сходе побывал Ленин. Этот дом и прилегающие к нему хозяйственные постройки и сейчас рассматриваются как наиболее типичный для Подмосковья образец крестьянского подворья.

Тщательно, максимально приближенно к первоначальному виду были восстановленные и хозяйственные постройки усадьбы Горки, после национализации названные сельхозом "Горки ВЦИК".

С середины 80-х годов началось строительство нового экспозиционного здания заповедника. Его открытие, состоявшееся в 1987 году, приурочили к семидесятилетию Октябрьской революции. Зданию из мрамора и красно-бурого туфа приданы монументальные формы, свойственные многим ленинским комплексам конца 70-х - начала 90-х годов. Музей оснащен новейшей техникой, в каждом из пяти экспозиционных залов находится большой аудиовизу альный центр, где с помощью объемных фигур, диа- и слайд-проекции, лазерной и компьютерной графики и специальных фильмов происходит действо, не имеющее аналогов в других музеях страны.

Программа первого центра повествует о приезде Ленина в Горки в августе 1918 года. С помощью специальных механизмов, изготовленных на оборонных заводах Ленинграда, перед посетителями появляется обстановка комнаты Ленина в северном флигеле усадьбы, звучат музыка и тексты воспоминаний о Ленине. Особенно интересна программа второго центра, где демонстрируются три объемные картины - сценки времен Гражданской войны (в райкоме, на вокзале, в окопе), действие почти реальное, а потому захватывающее: тревожно несутся тучи за окнами, паровоз разводит пары, красноармеец курит самокрутку.

В новом здании размещена большая документально-иллюстративная экспозиция, что позволило полностью восстановить мемориальный облик бытовых комнат в усадьбе Горки.

Все это привлекло в заповедник невиданное число посетителей. В 1988 году здесь побывали 585 тысяч человек.

Новая жизнь музея

Политические изменения, происходившие в стране в начале 90-х годов, не могли не сказаться на судьбе заповедника. В 1991 году распоряжением Совета министров РФ он был передан в распоряжение Министерства культуры. Появилась возможность объективно взглянуть на важнейшие события ХХ века. В экспозиции разместились неизвестные ранее архивные документы и фотографии.

В усадьбу стали возвращаться некоторые вывезенные из нее коллекционные вещи: мебель, скульптуры, фарфор, ряд живописных полотен.

В конце 80-х годов заняли свои места в залах Большого дома возвращенные из Узбекского музея изобразительных искусств прекрасные мраморные женские головки, фигурка Амура и копийный бюст Марии-Антуанетты. Из санатория "Марьино" удалось привезти мраморные скульптуры, некогда украшавшие зимний сад усадьбы. Были возвращены и некоторые предметы из усадебной коллекции фарфора. Поиск утраченных музейных предметов ведется и сейчас.

Несмотря на потери, художественное собрание горкинской усадьбы обладает первокласс ными образцами мебели XVIII-XX веков. Это и гарнитур так называемой "мебели Росси", созданной знаменитым архитектором специально для дворцовых помещений вскоре после победы над Наполеоном, и почти полный гарнитур "на золотых лебедях", имевший большую популярность в начале XIX века. В музее хранятся и так часто упоминаемые в мемуарах и письмах того времени замечательные образцы декоративно-прикладного искусства: фарфор, ручные вышивки, уникальная картина-аппликация.

В 1994 году распоряжением правительства в Горки была передана коллекция кремлевского музея "Кабинет и квартира Ленина". В здании, находящемся на территории мемориального горкинского парка, экспозиция кремлевского музея полностью восстановлена всего за полтора года.

Резкий спад посещения, который отмечался всеми российскими музеями с начала 90-х годов, в полной мере ощутили на себе и в заповеднике "Горки Ленинские". В 1993 году в музее побывали всего лишь около 20 тысяч человек. К настоящему времени количество посетителей выросло почти в три раза.

Летом прошлого года мы провели анкетирование посетителей, которое показало, что в современном обществе начинает возрождаться интерес к отечественной истории. Приезжающие в Горки имеют возможность познакомиться с различными эпохами российской истории: здесь и курганы племени вятичей, и усадебно-парковый ансамбль XVIII-XX веков, и экспозиция по новейшей политической истории, и, конечно, целый мемориальный ленинский комплекс. Горки и поныне остаются прекраснейшим уголком ближнего Подмосковья, где можно просто хорошо провести свой выходной день: подышать чистым лесным воздухом, полюбоваться незатейливыми, но дорогими каждому из нас среднерусскими пейзажами, погулять по дорожкам старинного парка.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Музей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее