№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОГОРОДЕ

Анатолий ОНЕГОВ.

В сырых местах, где вода долго не уходит из почвы, а плодородный слой невелик, грядки лучше делать повыше.
На высоких местах с легкой супесчаной, суглинистой почвой грядки высоко поднимать не следует.
Когда-то обработка пашни велась с помощью сохи. По своей конструкции соха - превосходный культиватор, рыхлящий почву на значительную глубину. Вверху - репродукция с картины М. К. Клодта 'На пашне'. 1872 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Плуг не только подрезает острой кромкой дерн, но и переворачивает пласт.

Сад мой находится недалеко от Ростова Великого (Ростова Ярославского). От нашей деревни до города, что разместился на берегу озера Неро, всего тридцать километров. И возле самого Ростова, и у нас в садах присутствуют почти одни и те же культуры. Так, мы с успехом выращиваем знаменитый ростовский лук, луковицы этого сорта два года хранятся в условиях городской квартиры, не прорастая и не подавая признаков какого-либо увядания. До недавнего времени возле деревни выращивали и цикорий, тот самый, который добавляли когда-то к натуральному кофе.

От ростовских огородников, устраивающих свои огороды по берегам озера, досталась нам и "конструкция" грядок - обязательно очень высоких. Такие грядки обычно делают в низких местах, откуда долго не уходит весенняя вода и где почва обильно подпитывается близкими грунтовыми водами. Высокие грядки скорее избавляются от весенней воды и быстрее прогреваются (для этого их еще ориентируют с севера на юг). Но там, где с весны задерживается не очень много влаги и место повыше, а лето посуше, поливать их придется очень часто, что приведет к уплотнению почвы и изменению ее структуры. Да и напитать высокие грядки как следует водой очень не просто - большая часть ее будет стекать, скатываться в борозды (в междурядья или межиградья - по Далю) и застаиваться, ибо почва в бороздах всегда бывает сильно уплотнена ногами.

И вот теперь, глядя на огороды некоторых своих соседей, я порой сожалею, что не нашлось никого, кто бы объяснил им, когда и где можно устраивать грядки, как у ростовских огородников по берегам озера Неро. Увы, мы действуем все еще по шаблону, высоко поднимая почву грядок и тогда, когда огород находится на высоком месте. А потом чуть ли не каждый день жарким и сухим летом льем и льем воду, благо, что воды у нас пока еще хватает: почти к каждому дому подведены трубы водопровода, вода в них поступает из водонапорной башни, а туда драгоценную жидкость поднимает с большой глубины насос. Насос у нас старенький, вот-вот сломается, башня проржавела и местами подтекает, а денег на ремонт всего этого хозяйства ни у кого нынче нет. Да говорят, что и воды-то в подземном хранилище осталось всего года на три. Знают все об этом, но пока льют и льют без конца воду на огороды.

Конечно, я не уговариваю соседей изменить давние привычки, но грядки на своем огороде я почти не поднимаю над землей. По осени почву в саду обрабатываю мотоблоком и тут же намечаю грядки, вынимая совсем немного земли из будущих борозд. Место, которое я отвожу для огорода, довольно высокое, вода здесь не застаивается ни по весне, ни после сильных дождей.

Да, на высоких грядках теплей овощу вначале, здесь не задерживается вода в холодное дождливое лето, но такой погоды я не припомню за все годы, как веду свое хозяйство. Словом, прежде, чем решать, высокие или низкие грядки устраивать на огороде, прикиньте все за и против.

В самом конце лета или в начале осени, вскоре после того, как убран урожай, мои соседи старательно перекапывают свои грядки. Называется это у нас "парить землю". Смысл такой работы заключается в том, чтобы почву, уплотнившуюся и слежавшуюся, взрыхлить, обеспечивая доступ воздуха по всей толщине плодородного слоя. Если вы помните из предыдущего очерка, именно перекапывание вызывает бурную активность аэробных микроорганизмов, и они принимаются перерабатывать в почве все органичес кие остатки - те же корни огородных растений. Кроме того, при осеннем перекапывании удаляются и корни сорняков.

Сейчас кое-кто из садоводов принимается утверждать, что обрабатывать землю на огороде вообще не надо. Вот, мол, Мальцев, знаменитый хлебороб, землю не пахал, а урожаи получал отменные. И правы они только в одном - с необработанной почвы, укрытой сверху плотной коркой, легче срезать тяпкой или пропольником сорняки. В остальном эти садоводы глубоко заблуждаются.

Как мы знаем, почва на грядках не защищена слоем дерна, а потому вся забота о сохранении ее структуры ложится на садоводов. Такой почве вредят и сильные дожди, и сильные поливы. На грядках она со временем садится, поры между комочками перегноя уменьшаются, сжимаются, ухудшается ее воздухо- и влагопроницаемость. Поэтому садоводы обязаны постоянно рыхлить верхний слой почвы. Делают они это иногда и летом, но лишь поверхностно, не заглядывая в нижележащие слои, чтобы не повредить корни растений, а ведь там в первую очередь и идет постепенное изменение структуры почвы, не защищенной сверху дерном. Вот почему после уборки урожая необходимо перекапывать грядки и рыхлить почву на всю глубину плодородного слоя. Причем рыхлить тщательно, срезая всякий раз лопатой тонкий слой и вынимая его на поверхность. Таким образом обеспечивается доступ воздуха к нижним слоям почвы. Одно предостережение: не следует добираться до коренной породы - той же глины. Извлеченная при перекопке на поверхность, она будет размыта весенней водой и стянет плотной коркой почву. Рыхлить такую грядку придется куда чаще.

Осенняя перекопка грядок помогает и в борьбе с вредителями, которые забираются в почву от холодов и там же зимуют. Вы наверняка встречали в земле блестящие темно-коричневого цвета куколки капустной совки. При перекопке они оказываются на поверхности и погибают от мороза или их уничтожают птицы.

Осенью обычно вносят и органические удобрения: тот же навоз или компост. Укладывают удобрения на дно канавок, накрывают пластом почвы, и за их переработку сразу принимаются аэробные микроорганизмы.

Что касается Терентия Семеновича Мальцева, то знаменитый хлебороб предложил следующее.

Когда-то обработка пашни велась с помощью сохи. По своей конструкции соха - прекрасный культиватор, рыхлящий почву на значительную глубину, не отваливающий в стороны пласты земли, не переворачивающий их, а лишь раздвигающий, то есть обеспечивающий пашне хорошую воздухо- и влагопроводимость. Соха - отличное сельскохозяй ственное орудие, и все нынешние культиваторы представляют собой в той или иной мере ее копию.

Но работает соха лишь на легкой, чистой пашне и почти бессильна там, где земля сильно задернена - с помощью сохи не так просто превратить сырой луг в пашню. Да раньше этого и не требовалось - пашня отвоевывалась у леса: лес сжигался, а оставшееся после него пепелище становилось пашней, где, разумеется, не было тяжелого дернового слоя. А луг, где из года в год поднималась богатая трава, до поры до времени так и оставался лугом, дающим корм скотине. И уничтожать его, переводить в пашню тогда еще не требовалось. С 1861 года бытовавший способ подсечного земледелия, с уничтожением леса, стал в России запрещаться. Вот тут-то и обратили внимание на луг как на будущую пашню. Так на поля пришел плуг с отвалом, который не только подрезал острой кромкой дерн, но еще и переворачивал его травой вниз. Дерн перепревал, и луг становился пашней, куда можно было бы снова "пригласить" и соху. Но плуг оказался вроде бы производительней сохи, а потому ее постепенно забыли. Став хозяином пашни, новое орудие вершило отвальную пахоту. Пласт земли, перевернутый плугом, скорее подсыхал весной, и в местах, где влаги и так не хватало, урожаю грозила засуха. Вот тут и явился миру гений Мальцева. Он напомнил, что соха-культиватор не приводит к такому иссушению почвы, как плуг с отвальной пахотой, и вместо плуга вывел на южную, бедную на воду землю свой культиватор. Результаты известны - его земля исправно давала очень высокие урожаи, в то время как земля соседей, продолжавших держаться за плуг с отвалом, страдала от засухи.

Вот и судите: надо или не надо перекапывать по осени землю на огороде.

А как же обходиться с грядками по весне? Если почва в саду тяжелая - сырая, холодная глина - и плодородный слой еще только предстоит нарастить, огородная лопата вашим грядкам не повредит. При почве достаточно легкой, с заметным количеством перегноя лопате лучше остаться дома, вместо нее к грядкам надо прихватить садовые вилы и как следует ими поработать - не переворачивать, не поднимать почву наверх, а только рыхлить ее по всей глубине. И снова воздух в достатке поступит в грядки, и аэробные микроорганизмы примутся за переработку органических удобрений. Именно так поступаю я со своим огородом, где выращиваю овощи, а участок, на котором будет посажен картофель, прохожу мотоблоком - место под эту культуру у меня великовато для другого инструмента.

Грядку же, предназначенную для рассады капусты, заправленную с осени органическим удобрением, я весной не рыхлю совсем. Рассаду высаживаю в лунки, вырытые посреди поднявшихся к этому времени сорняков. По мере того как рассада подрастает, сорняки удаляю и оставляю их тут же на грядке - мульчирую ими почву, сохраняя тем самым влагу и защищая ее от новых сорняков и крестоцветных блошек. Помогает такая защита иногда и от капустной мухи, но для этого я кладу возле растений еще и побеги пижмы.

Почти так же поступаю и при выращивании огурцов, помидоров и перцев. Грядки готовлю еще с осени, а по весне рыхлю только бороздки, куда высеваю проросшие семена или делаю лунки для рассады.

В лунки высаживаю и рассаду кабачков или тыквы, а почву вокруг них тоже рыхлю не сразу. Подобным образом обхожусь и с грядками, где выращиваю морковь и свеклу. Вначале рыхлю лишь бороздки, куда высеваю семена, причем под свеклу не очень глубоко - корнеплоды ее формируются близко к поверхности почвы. А для моркови - пошире и поглубже: корнеплоды ее уходят далеко в почву, и им необходима рыхлая среда. Когда же морковь, свекла и другие корнеплоды подрастают, я более-менее глубоко рыхлю почву между рядами.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «На садовом участке»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее