Сенсационное открытие совершили минувшим летом специалисты Института истории и археологии Уральского отделения РАН. Ведя в устье Оби, под Салехардом раскопки древнего погребения - первого найденного в таких широтах, они нашли в нем мумию человека.
Раскопки в этих краях уральские археологи ведут давно, поскольку исследуют проблему хозяйственной адаптации человека на Севере. Им, кстати, удалось добиться в решении данной проблемы немаловажных результатов - доказать, что предки современных ненцев пришли в район Салехарда не 600-800, а примерно 2000 лет назад.
А три года назад в 40 км от Салехарда Ямальский отряд комплексной археолого-этнографической экспедиции под руководством Н. В. Федоровой обнаружил могильник Зеленый Яр - уникальное свидетельство представлений древнего человека Севера о загробной жизни. За три полевых сезона открыли в этом могильнике 18 погребений и хорошо изучили все подробности применявшегося в древности погребального обряда. Стянутое сыромятным ремнем и завернутое в мех тело туго пеленали в бересту и укладывали в достаточно узкую могилу, покрывая сверху деревянными плашками. Затем засыпали землей и по краю ставили керамическую посуду с приношениями. Именно по найденным фрагментам этой керамики удалось датировать погребение: VI-VII вв. н. э. Датировка, разумеется, будет уточнена по результатам дендрохронологических и радиокарбонных исследований.
Одно из погребений было, однако, неординарным. Могила оказалась гораздо шире прочих, а захоронен в ней - ребенок, лежащий на боку в деревянном коробе. Внутри короба обнаружены остатки болотного мха - сфагнума, который, очевидно, и сыграл роль консерванта как для мягких тканей тела, так и для окутывавшего ребенка меха. До сих пор в захоронениях находили лишь отдельные фрагменты органических остатков - обычно под бронзовыми нашивками - украшения ми. Бронза, окисляясь, пропитывает органическую ткань и предохраняет ее от разрушения. Но в этом погребении оказались не только хорошо сохранившиеся куски меха, но и волосы, и почти целиком мумифицировавшееся тело.
До сих пор единственными мумиями в отечественной археологии были находки на Горном Алтае (см. "Наука и жизнь" № 12, 1995 г.), но они лежали в условиях вечной мерзлоты. В Зеленом Яру до уровня вечной мерзлоты как минимум еще сантиметров восемьдесят. И потому изымать салехардскую мумию пришлось из захоронения целиком - монолитом, и хотя опыта такой работы на Урале не имелось, все, как оказалось, было сделано верно. Завернутое в фольгу тело перевезли в Москву - в Центр биомедицинских технологий ВИЛАР, где его будут исследовать. Весь комплекс биохимических анализов и последующая реставрация мумии займут, как предполагается, не менее года. Дело в том, что находка оказалась в большой степени сплющенной, поскольку именно в районе могильника Зеленый Яр в течение многих лет проходила тяжелая техника, вывозящая бревна со сплава. К счастью, рентген показал, что череп и зубы мумии остались в абсолютном порядке.
По сохранившимся тканям при помощи полимеразной цепной реакции (см. "Наука и жизнь" № 5, 2000 г.) можно восстанавливать ДНК в любом необходимом количестве и анализировать, в частности, степень родства древних людей с населяющими край современными его обитателями. Западные коллегии широко используют такой метод исследования, именуя его "молекулярной археологией". Однозначных ответов он, конечно, не дает, но способен значительно расширить наши представления о прошлом и открывает перспективы сотрудничества в этой области для специалистов самых разных областей. В работе над нынешним открытием дела хватит всем: археологам и антропологам, медикам, физиологам, биохимикам, а возможно, и ученым других профессий.