Редкие книги не просто коллекция дорогих диковинок, а огромный запас знаний, рассчитанный на постоянное использование в нескончаемом процессе изучения истории Отечества.
Уникальны издания петровского времени, когда зарождалась книжная гравированная иллюстрация в России. Учебные, технические, морские, военные книги, иллюстрированные граверами П. Пикартом и И. Зубовым, представляют большую ценность, даже несмотря на пояснитель ный, прикладной характер книжной иллюстрации. В качестве примера можно назвать "Поверенные воинские правила..." А.-Э. Боргсдорфа (М., 1709) с пояснительными чертежами, "Книгу устав морской..." (СПб., 1724) с великолепным фронтисписом работы П. Пикарта, "Новое галанское карабелное строение…" К. Алларда (М., 1709) с изображениями флагов кораблей и корабельных инструментов. К лучшим книжным образцам можно отнести составленную для учеников Школы математических и навигацких наук "Арифметику сиречь науку числителную..." А. Ф. Магницкого (М., 1703). Это одна из самых знаменитых книг эпохи. Учебник включал не только арифметику в современном ее понимании, но и другие разделы математики. На гравюре, помещенной на первом нумерованном листе основного текста, изображен портик храма; на каждой из его восьми колонн имеется соответствующая надпись: "геометрия", "стереометрия", "астрономия", "оптика", "меркатория" (навигация), "география", "фортификация", "архитектура". Фигура женщины в короне символизирует арифметику. К ее трону ведут ступени с надписями: "счисление", "умножение", "деление". На стереобате колонн надпись: "арифметика что деет: на столпах то все имеет".
Великолепный гравированный заглавный лист и фронтиспис с изображением ученых-астрономов Птолемея, Коперника и Тихо Браге сопровождают сочинение Бернарда Варениуса "География генералная Небесный и земноводный круги купно с их своиствы..." (М., 1718). Перевод его на русский язык выполнен Федором Поликарповым по распоряжению Петра I. В книге рассказывается о форме, размерах, движении Земли, о широте и долготе, климатичес ких поясах и временах года, разнице во времени в различных точках земного шара, о горизонте, глобусах, картах. Читатель узнает из нее об учениях Пифагора, Птолемея, Аристотеля, Галилея, Коперника.
Нельзя не упомянуть и труд И. Гюбнера "Земноводнаго круга краткое описание..." (М., 1719), вышедший под редакцией Я. В. Брюса. В издании четыре фронтисписа с аллегорическим изображением Европы, Азии, Африки, Америки, а также гравюра, на которой представлен Атлант с глобусом на плечах. Все эти книги входят в список наиболее красивых изданий петровского времени, составленный крупнейшим библиофилом и антикваром П. П. Шибановым.
Особое место в собрании занимает амстердамское издание 1705 года "Символы и емблемата" - единственная русская эмблематическая книга петровского времени. В сборнике - 840 гравированных эмблем и фронтиспис с портретом Петра I работы Готфрида Кнеллера в окружении символических картин. В XVIII веке сюжеты эмблем использовались для фейерверков, украшения мебели, изделий из серебра и кости; эмблемы воспроизводились в гербах, картинах на триумфальных воротах, арках и т.д. В XVIII и XIX веках в России было много читателей этой книги, и уже в то время достать ее было довольно трудно. Из 590 экземпляров, имевшихся на складе Посольского приказа, 165 погибли от сырости. Один из образованнейших людей той эпохи, известный ученый, врач Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) писал: "Сия книга соделалась ныне столь редкою, что не токмо в России, но и в самой Голландии, в немногих книгохранилищах обретается…". Он организовал в 1811 году переиздание данного труда с некоторыми изменениями. Издателю пришлось приложить немало сил для изготовления медных досок и самих гравюр. Максимович-Амбодик считал, что "избранные емблемы и символы…" будут полезны обучающимся рисунку, живописи и гравированию, любителям истории, а особенно "благородному дворянству". И в наши дни эта книга продолжает служить пособием для историков искусства.
Идеи прославления государства и монархии нашли свое отражение в книжной иллюстрации. В большинстве книг XVIII-XIX веков, посвященных императорской фамилии, государственным деятелям России или коронационным торжествам, гармонично сочетаются различные элементы книжного оформления: роскошные переплеты, плотная бумага верже, четкий шрифт, изящные гравированные (а позже хромолитографированные) фронтисписы, портреты на вкладных листах, изображения памятных событий и т. д. Иллюстративный ряд сопровождается подробным описанием торжественного въезда императорских особ в Москву, обряда коронования в Успенском соборе Московского Кремля, праздничных обедов, фейерверков и т.п.
Придворным торжествам посвящено издание "Описание коронации ея величества императрицы, и самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны..." (М., 1730). Книга большого формата, украшена 14 листами гравюр и портретом императрицы работы Х. А. Вортмана с оригинала Л. Каравака. По мнению известного библиографа и антиквара Н. В. Соловьева, "описание коронации императрицы Анны, по богатству иллюстраций и по качеству их, может быть поставлено наряду с лучшими заграничными изданиями этого рода".
Не менее знаменито "Обстоятельное описание торжественных порядков благополучнаго вшествия в царствующий град Москву и священнейшаго коронования... императрицы Елисавет Петровны..." (СПб., 1744). Д. А. Ровинский назвал "Обстоятельное описание..." "главным памятником русского гравирования при Елисавете". Текст сопровождают 50 листов гравюр, выполненных И. А. Соколовым, Г. А. Качаловым и Х. А. Вортманом. Увраж (набор иллюстраций) открывается превосходным портретом императрицы Елизаветы Петровны работы "мастера тушевального художества" Иоганна Штенглина по оригиналу Л. Каравака. В Историческом музее хранится экземпляр в кожаном переплете с золотым тиснением вензеля императрицы на передней крышке и государственным гербом на задней. Такие экземпляры предназначались для подарков знатным лицам и встречаются особенно редко.
Коронационная тема присутствует и в изданиях XIX века. Цветные иллюстрации, инициалы, виньетки по рисункам художников И. Н. Крамского, В. В. Верещагина, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. М. Васнецова, Н. С. Самокиша и других украшают "Описание священного коронования… Императора Александра III…" (СПб., 1883) и "Коронационный сборник…" императора Николая II (т. 1-2; СПб., 1899). Последний был представлен в Лейпциге в 1914 году на Международной выставке печатного дела и графики, русский отдел которой оказался своего рода смотром достижений России в книжном деле. Поэтому при подборе экспонатов главное внимание обращалось на внешнюю, художественную сторону книги.
300-летие царствования дома Романовых всколыхнуло интерес к прошлому страны. Издавалось множество популярных книг - как копеечных, так и роскошных. Среди последних выделяется "Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых" (М., 1913). Над ним работали известные ученые и художники: Е. В. Барсов, Н. В. Покровский, Н. К. Рерих, С. И. Ягужинский, С. И. Вашков и многие другие. Юбилейное издание отличается богатством красок и изысканностью. Современники считали "Изборник" настоящим шедевром типографского искусства.
Книга второй половины XVIII-XIX века не утратила интереса к иконографии царствующих особ и государственных деятелей. Как памятник графического искусства особого внимания заслуживает сочинение Ф. О. Туманского "Полное описание деяний е. в. государя императора Петра Великаго" (ч.I "Во граде св. Петра", 1788) с гравированными титульным листом и 11 портретами: Петра I, патриарха Филарета, Ксении Годуновой, Михаила Федоровича, Натальи Кирилловны и других. Библиофилы высоко оценивают эстетичность оформления и коллекционное значение этой редкой книги (количество ее экземпляров не превышает 50). Она входит в число лучших русских иллюстрированных изданий о Петре I.
Крайне редко встречается и чрезвычайно ценится как библиофилами, так и собирателями гравюр (несмотря на фантастический характер изображений) полный экземпляр "Краткого исторического и хронологического описания жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей…" (М., 1805-1810) Е. Филиповско го. Книга включает портреты князей и царей от Рюрика до Александра I. Все портреты, кроме изображения Дмитрия Самозванца, гравированы пунктиром и отпечатаны в подвижных рамках с резными украшениями.
В этом же ряду нужно упомянуть "сюиту" из 24 портретов членов императорской фамилии, написанную на эмали художником-миниатюристом Анри Беннером в Петербурге в 1817 году. Вскоре в Париже с этих эмалей были изданы гравюры, над которыми работали Ж. Меку, Ш. Жоанно, Ф. Йон, А. Ж. Купе. Цена альбома еще до окончания подписки составляла 200 рублей ассигнациями.
Коллекция первых и прижизненных изданий русских писателей и поэтов - А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, В. А. Жуковского, В. А. Озерова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, К. Н. Батюшкова - дает представление об отечественной книге XVIII-XIX веков. Большинство изданий блестяще оформлено талантливыми граверами С. Галактионовым, И. Ческим, К. Афанасьевым, Е. Скотниковым, М. Ивановым, А. Ухтомским. В начале XIX века книжная иллюстрация вырастает в самостоятельный вид искусства. Примером может служить заглавный лист "Опытов в стихах и прозе К. Батюшкова" (СПб., 1817). Среди подписчиков на книгу были императрица Елизавета Алексеевна, великий князь Николай Павлович, П. А. Вяземский, А. Н. Оленин, А. И. Тургенев, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, В. К. Кюхельбекер, Ф. Н. Глинка и другие.
В 20-30-х годах XIX столетия распространенным видом издания стал литературный альманах. "Полярная звезда", "Мнемозина", "Подснежник", "Памятник отечественных муз", "Северные цветы", "Енисейский альманах" и многие другие не только собрали на своих страницах произведения лучших поэтов и прозаиков, но и привнесли новые черты в оформление книг: заглавие в виде гирлянды и виньетка соединились в единое целое, превратив титульный лист в изысканную иллюстрацию ко всему сборнику.
В XVIII - начале XIX века были очень популярны рыцарские и исторические романы, сказки и сборники анекдотов, шуточные поэмы. Поистине уникальным стало издание галантной поэмы П. Тальмана "Езда в остров любви" (СПб., 1730) в переводе В. К. Тредиаков ского, украшенное гравюрой с изображением корабля, причаливающего к "острову любви". Сочинение Тредиаковского пользовалось успехом и дважды переиздавалось.
Семнадцать изданий выдержало жизнеописание "…славнаго вора, разбойника и бывшаго Московскаго сыщика Ваньки Каина со всеми его обстоятельствами…" (М., 1792). Крепостной крестьянин Иван Осипов по прозвищу Ванька Каин прославился не только злодеяниями, но и мемуарами, которые он написал (или продиктовал), отбывая каторгу. Мемуары разошлись в рукописях и в печатных изданиях по всей России.
Ф. М. Достоевский в юности очень любил известный роман К. П. Масальского "Стрельцы" (СПб., 1832). Историческое повествование о заговоре царевны Софьи Алексеевны против Петра I окрашено описанием романтической любви и приключений. Первую часть романа предваряет гравированный заглавный лист, исполненный А. Ухтомским по рисунку Г. Завьялова. Стилизация под старину - костюм стрельца XVII века, вид Кремля, старославянский шрифт - характерные черты книжного оформления 30-х годов XIX века.
Новым явлением в истории книжного искусства стало роскошное издание произведения В. А. Соллогуба "Тарантас" (СПб., 1845) с большим количеством иллюстраций, составляющих единое целое с текстом, художественными заставками, концовками и заглавными буквами. Оформление книги очень высоко оценили знатоки и любители. Издание готовилось длительное время. В иллюстрировании "Тарантаса" принимали участие художник А. А. Агин и князь Г. Г. Гагарин. Виньетки, созданные Гагариным на основе византийского, грузинского и древнерусского орнаментов, признаны шедевром книжных украшений.
В библиотеке хранятся изданные по высочайшему повелению императора Николая I "Древности Российского государства…" (М., 1849-1853). Они включают 6 отдельных тетрадей текста и 508 хромолитографированных таблиц с изображением предметов древнерусского искусства. Рисунки выполнены художником и археологом Ф. Г. Солнцевым (1801-1892). В его акварелях с ювелирной точностью изображены символы государственной власти, оружие, великокняжеский, боярский и царский костюмы, памятники зодчества и пр. Работы Солнцева, следовавшие в русле общих тенденций развития искусства XIX века, заложили основу русского стиля.
"Чудом, достойным по печати и внешности одних королей" называли современники книгу "История и памятники византийской эмали" (СПб., 1892). Она необычна во многих отношениях: значительностью новых исследований в области византийских эмалей X-XI веков, красотой и совершенством оформления. Работа была выполнена на средства петербургского коллекционера и мецената А. В. Звенигородского (1837-1903). Тираж - 600 экземпляров, по 200 томов на русском, французском и немецком языках. Автор текста - русский историк византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков (1844-1925). Оформитель - русский архитектор И. П. Ропет (1845-1908). Иллюстрации с изображением эмалей, гравированные на дереве талантливым русским гравером В. В. Матэ (1856-1917), отпечатаны хромолитографским способом во Франкфурте-на-Майне в мастерской Августа Остеррита. Тираж книги на русском языке печатался в Петербурге в типографии М. М. Стасюлевича специально отлитым для этого издания шрифтом. Бумагу заказывали в Страсбурге, а переплет изготовила лейпцигская фирма "Гюбель и Денк". Шелковая суперобложка и закладка вытканы на фабрике братьев А. Г. и В. Г. Сапожниковых в Москве. На закладке красными буквами выткан текст на греческом языке: "Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых". Работы по изданию книги продолжались с 1882 по 1892 год и обошлись владельцу более чем в 120 тыс. руб. Однако книга не предназначалась для продажи (случайно попавшие на рынок экземпляры продавались по очень высокой цене - 1 тыс. руб. золотом). Все экземпляры сам издатель подарил библиотекам, музеям, известным ученым и коронованным особам.
На рубеже XIX-XX веков появляется новое, национально-романтическое направление русского стиля, для которого характерно обращение художников к сказочно-былинным образам Древней Руси. Создается особый тип книги, рассчитанной на взыскательный вкус ценителя, - тетрадки большого формата, печатавшиеся в лучших петербургских типографиях ("Экспедиция заготовления государственных бумаг", "Р. Р. Голике и А. И. Вильборг") на плотной бумаге, с обязательным применением цвета, красками высшего качества. Наибольшую известность получили издания русских народных сказок и былин с иллюстрациями И. Я. Билибина: "Василиса Прекрасная" (СПб., 1902), "Вольга" (Пг., 1904) и другие. К концу 1900-х годов вышли в свет большинство книг с его рисунками, принесших художнику славу одного из лучших иллюстраторов русской сказки. Билибин придавал большое значение всем элементам книжного оформления, используя мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву.
В последней четверти XIX - начале XX века в разных областях русского искусства, в том числе и в книжном деле, появляется новый стиль - "модерн", возродивший русскую изящную книгу. Начало новой эпохи ознаменовано интенсивной работой известных художников над книгой как предметом декоративно-прикладного искусства. В сферу их внимания вновь попадают элементы украшения книги, присущие XVIII столетию. В это время выходит в свет ряд художественных изданий, которые в полиграфическом отношении могут считаться образцами плодотворного сотрудничества крупнейших мастеров изобразительного искусства и технических работников печатного дела. В число таких изданий можно включить четыре тома "Царской охоты на Руси" Н. И. Кутепова (СПб., 1895-1911) и "Царское Село в царствование Императрицы Елизаветы Петровны" А. Н. Бенуа (СПб., 1910).
Книга Н. И. Кутепова считается одним из "самых честолюбивых" русских изданий конца XIX - начала XX века. В ней использованы материалы научно-документального характера. В создании книги принимали участие художники В. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Н. С. Самокиш и другие. Качество полиграфии превосходно: четкий шрифт, обилие отлично выполненных цветных иллюстраций, множество интересных инициалов, заставок и концовок; талантливо исполнены переплеты в серебряной окантовке и т.д. "Царская охота…", как и упоминавшийся ранее "Коронационный сборник…", была представлена в 1914 году на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге.
Русское книжное искусство с полным основанием может гордиться и роскошно изданной монографией "Царское Село в царствование Императрицы Елизаветы Петровны". В этой книге А. Н. Бенуа выступил главным образом как теоретик искусства, ведущую же роль в ее оформлении сыграл Е. Е. Лансере. Это одна из лучших его работ как иллюстратора. Издание открывается изящным, исполненным в нежных тонах авантитулом работы К. А. Сомова. Центральное же место в книге занимает акварель Лансере, на которой изображена Елизавета Петровна в Царском Селе. Искусно подобранное обрамление портрета имеет самостоятельное значение. Лансере считал, что не столько иллюстрация определяет художественный образ книги, сколько декоративное оформление. Оно всегда содержательно и подчинено логике украшаемой страницы, что придает определенную целостность и выразительность всему изданию. Книга, выпущенная маленьким тиражом, сразу стала библиографической редкостью.
Для каждого из этих уникальных изданий оформители сумели найти соответствующее тексту художественное решение, раскрывающее замысел автора. Художники тонко чувствовали особенности книжного искусства, отличающие его от других смежных областей изобразительного творчества.
"Книги-шедевры", "обыкновенные" книги с выполненными владельцем иллюстрациями, экслибрисы, владельческие записи известных деятелей науки и культуры, переплеты знаменитых мастеров - даже этот краткий перечень говорит о том, что в библиотеке Исторического музея собраны уникальные издания.
Фото М. Кравцова, В. Мочуговского.