В северных и северо-восточных областях России температуры зимой сплошь и рядом опускаются ниже 40оС. При таком морозе запустить автомобильные и тракторные двигатели чрезвычайно сложно: даже зимние масла густеют так, что становятся твердыми, почти как мыло. Синтетические масла, остающиеся жидкими при любом морозе, для многих автохозяйств слишком дороги, да и очень велик риск получить подделку, которых на рынке видимо-невидимо.
Приходится перед пуском мотора масло разогревать. Проще всего - залить в систему охлаждения горячую воду. Но, с одной стороны, вода не слишком эффективный теплоноситель, а с другой - этот способ вообще непригоден, если система охлаждения заполнена незамерзающей жидкостью.
Часто водители прогревают картер паяльной лампой или газовой горелкой, нарушая все возможные правила безопасности, - ведь кругом полно горючих материалов. Да и равномерный нагрев обеспечить нелегко, а это необходимо, чтобы масло не пригорало. Иногда применяют пар. Масло в этом случае не пригорит, но на морозе пар конденсируется и в виде наледи покрывает детали машины.
Наконец, в картере устанавливают электронагревательные элементы и включают их за 30-40 мин до пуска двигателя. И в этом случае для обеспечения равномерного нагрева приходится применять сложную автоматику.
Гораздо более перспективно делать электронагревательные устройства с использованием позисторов - полупроводниковых приборов с нелинейной температурной характеристикой, то есть с нелинейной зависимостью электрического сопротивления от температуры.
Характеристика имеет два участка. При низких температурах наблюдается отрицательный коэффициент сопротивления. При определенной температуре, называемой температурой переключения, коэффициент сопротивления становится положительным и растет по экспоненте. В зависимости от марки позистора температура переключения составляет от –30 до 400оС.
Нагреватель с позисторами устанавливают в нижней части картера двигателя, чтобы повысить эффективность разогрева за счет конвекции. Испытания позисторных нагревателей показали, что для двигателей грузовых автомобилей оптимальная мощность нагревателя составляет 300—600 Вт.