Шел октябрь 1945 года. Товарный поезд, пыхтя, медленно тащил нас, бывших курсантов Тамбовской саперной школы к пограничному Бресту. Несмотря на пасмурную погоду и моросящий дождь, настроение у молодых солдат было приподнятое. Остались позади разрушенные российские и белорусские города. Мы с нетерпением ждали прибытия в Берлин. Ранним утром поезд остановился у платформы Силезского вокзала. Грудами камней, остовами печных труб да кое-где уцелевшими стенами домов встретила солдат столица германского рейха. Сопровождавший нас лейтенант предупредил: "Остановка в Берлине не более двух часов".
Впереди был город Веймар - столица Тюрингии, южной провинции Германии. В этом городе располагался штаб Восьмой гвардейской армии, которой командовал легендарный полководец генерал-полковник Василий Иванович Чуйков. Осматривая окрестности Веймара, мы пешком отправились в Бухенвальд, который находится в нескольких километрах от города, на горе Эттерсберг. Здесь в красивейшем бухенвальдском лесу нацисты построили концентрационный лагерь. На его территории находилось несколько десятков деревянных бараков и два-три административных здания.
Первым на опушку бухенвальдского леса вышел Саша Таранов и тут же крикнул: "Ребята, белка!". Все как по команде побежали за прыгающей по деревьям белкой и вдруг резко остановились. Мы оказались перед круглым кирпичным сооружением, напоминающим водонапорную башню. Это и был зловещий крематорий. В нем нацисты сожгли 56 тысяч узников, людей восемнадцати национальностей. Восемь тюков человеческих волос насчитал Саша Таранов рядом с крематорием. С Иваном Тонконоговым мы попытались сдвинуть с места один из тюков, удалось нам это с трудом. Рядом лежал распоротый тюк, и из него виднелись разных оттенков, толщины и цвета девичьи косы. Саша Таранов указал на одну из них, воскликнул: "Иван, посмотри, эта коса, как у моей Насти!" - и со слезами отвернулся.
Чуть поодаль находилась груда металлических коробок с надписями по-немецки: "17 человек", "15 человек". В коробках хранился пепел сожженных в адской печи. Местные жители рассказывали, что зловещая печь дымилась круглосуточно и они часто слышали крики и душераздирающий детский плач.
...Мне часто снятся девичьи косы. Мне часто снится эта проклятая война.