Вот что писал по этому поводу журнал "Wall Street Journal": "Корпорация IBM сегодня объявила о выпуске своей самой компактной и недорогой компьютерной системы - IBM Personal Computer. Сконструированная специально для применения в бизнесе, в школе и дома, эта простая в использовании система продается по цене всего лишь 1565 долларов. Предлагается множество усовершенствованных возможностей, а с дополнительным программным обеспечением могут использоваться сотни популярных прикладных программ".
Сегодня в мире существуют сотни миллионов персональных компьютеров, и подавляющее их большинство - прямые потомки первого IBM PC, представленного публике в августе 1981 года. Такого успеха не ожидал никто, включая саму IBM. Разработка персонального компьютера не рассматривалась руководством компании как серьезная перспективная задача.
В середине 70-х годов IBM занимала прочные позиции в компьютерной индустрии, основной продукцией компании были большие ЭВМ, так называемые мэйнфреймы (mainframes). Системы коллективного доступа на основе компьютеров System/360 и System/370 использовались в вычислительных центрах сотен корпораций и фирм во всем мире. На появившиеся к тому времени микрокомпьютеры компания не обращала внимания: возня с этими примитивными устройствами считалась уделом любителей. Но время шло, микропроцессоры становились мощнее, а производство микрокомпьютеров превращалось во все более выгодное дело. Годовые обороты молодых компаний Apple, Commodore, Atari, Radio Shack, начинавших с нуля, выросли уже до десятков миллионов долларов. Микрокомпьютерная индустрия на фоне других отраслей переживала резкий подъем. Упускать открывающиеся возможности было нельзя, и вот в июле 1980 года руководство IBM приняло решение начать разработку собственного микрокомпьютера.
Один из членов Совета директоров IBM Уильям Лоу собрал в Boca Raton, во Флориде, группу из 12 инженеров для работы над секретным проектом, получившим позднее известность под названием "Acorn". Сжатые сроки и ограниченное финансирование заставили разработчиков применить несколько нестандартных решений. Дело в том, что прежде IBM никогда не заказывала комплектующие для своих компьютеров у других фирм. Системное программное обеспечение она также разрабатывала самостоятельно. Однако на этот раз IBM нарушила собственные принципы. В Personal Computer был использован микропроцессор 8088 фирмы Intel, считавшийся тогда надежным, хотя и не слишком быстрым устройством. (По сути, он представлял собой вариант известного 16-разрядного процессора 8086, разработанного Intel в 1978 году.) Дисководы для односторонних 5,25-дюймовых флоппи-дисков поставляла фирма TEAC - один из самых авторитетных производителей таких устройств. Новый компьютер строился по принципу "открытой архитектуры", позволявшей применять платы расширения других разработчиков для наращивания возможностей системы. Открытая архитектура использовалась и в Apple II - одном из наиболее успешных микрокомпьютеров предыдущего поколения.
Операционную систему для Personal Computer также решили заказать на стороне. В то время стандартом для 8-битных микрокомпьютеров на основе процессора Intel 8080 была операционная система CP/M фирмы Digital Research. Компания лицензировала ее всем желающим, вследствие чего CP/M широко применялась в компьютерах на базе процессоров Intel 8080, Intel 8085, Zilog 80. В принципе, CP/M несложно было приспособить и для работы под управлением 16-разрядного процессора 8088. Более того, такие работы уже велись Digital Research. Однако, как это ни странно, заказ на операционную систему для нового компьютера IBM получила не Digital Research, а Microsoft.
Обстоятельства такого решения компании IBM - до сих пор одна из самых больших тайн микрокомпьютерной индустрии. Ненавистники Microsoft приписывают произошедшее злому гению Билла Гейтса, устроившему Гарри Килдаллу (Gary Kildall), президенту Digital Research, деловую поездку на другое побережье США, в то время как IBM тщетно пыталась связаться с ним для обсуждения условий сделки. Объяснение от самой IBM выглядит более правдоподобно: переговоры состоялись, но стороны не смогли договориться об условиях лицензирования. Так или иначе, но заказ на операционную систему для IBM PC получила фирма Microsoft, до этого никогда не занимавшаяся системным программным обеспечением.
Основной продукцией Microsoft в 70-е годы были трансляторы языка программирования Basic. Созданная в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом компания разработала интерпретатор Бейсика для микрокомпьютера Altair-8800, который многие считают первым в мире персональным компьютером. С тех пор Microsoft разрабатывала трансляторы Бейсика для самых разных платформ, в том числе и CP/M. Во многом благодаря Microsoft этот язык программирования получил столь широкое распространение на микрокомпьютерах. (Кстати, Билл Гейтс до сих пор с гордостью называет себя "Basic-программистом".) Однако опыта в написании операционных систем у Micrоsoft в то время не было, а сроки уже поджимали. Быстро поняв, что самостоятельно создать новую оперативную систему им не по силам, руководители компании в панике кинулись искать выход из сложившейся ситуации.
Помог, как всегда, случай. Кто-то вдруг вспомнил, что некий хакер из Сиэтла, устав ждать от Digital Research версии CP/M для процессора 8086, собирался написать собственный вариант операционной системы. Хакером оказался Тим Паттерсон (Tim Patterson) - сотрудник небольшой компании Seattle Computer Products, разработавшей опытный образец компьютера на базе 16-разрядного процессора 8086. Поскольку поставка новой версии CP/M задерживалась, Паттерсон за два месяца сам написал операционную систему, назвав ее QDOS (quick and dirty operating system - быстрая и грязная операционная система). Название отражало тот факт, что система была написана очень быстро и как следует не тестировалась.
Для Microsoft это оказалось спасением - в июле 1981 года QDOS была куплена у Seattle Computer Products за 50 тысяч долларов, а позднее и сам Паттерсон перешел в Microsoft, чтобы работать над следующими версиями MS-DOS, как теперь стала называться эта ОС.
Итак, 12 августа 1981 года "самая компактная и недорогая система IBM" была выпущена в продажу. Это эпохальное, как нам сейчас представляется, событие в то время не вызвало особого интереса в компьютерных кругах. Наоборот, возникла некоторая настороженность по отношению к IBM, которая занялась явно не своим делом. "Я не думаю, что это существенно", - так прокомментировал появление IBM на рынке микрокомпьютеров президент фирмы Tandy Джон Роач (John Roach). А компания Apple даже приветствовала в газетной статье появление нового игрока на рынке, не подозревая, что IBM PC станет серьезным соперником ее новому компьютеру Apple III. Да и в самой IBM перспективы нового детища оценивались довольно скептически: за пять лет предполагалось продать всего лишь около 250 тысяч экземпляров. Некоторые крупные дилеры даже отказались участвовать в столь мелком и несерьезном деле.
Что же представлял собой тот первый Personal Computer? 16-разрядный процессор Intel 8088 работал с тактовой частотой 4,77 мегагерца. Общий объем адресуемой процессором памяти составлял 1 мегабайт, но реально на материнской плате устанавливалось от 16 до 64 килобайт с возможностью расширения до 256 килобайт. На ней же располагалось пять 8-разрядных разъемов расширения. Компьютер поставлялся с одним или двумя дисководами для односторонних флоппи-дисков размером 5,25 дюйма и емкостью 160 килобайт. Выпускался также вариант вообще без дисководов - в этом случае роль операционной системы брал на себя встроенный в ПЗУ бейсик, а накопителем мог служить бытовой магнитофон. Предлагались на выбор два видеоадаптера: MDA - для монохромного алфавитно-цифрового дисплея или CGA - для цветного графического дисплея, к которому можно было также подключить композитный монитор или даже простой телевизор.
Вариант поставки с минимальным объемом памяти и без дисководов явно нацеливался отделом маркетинга IBM на рынок домашних компьютеров - в такой комплектации компьютер стоил всего 1565 долларов. Но большого распространения этот вариант не получил: первый PC явно не был игровой платформой.
Стихией Персонального компьютера стал бизнес, а бизнес в Америке - дело святое. Непререкаемый авторитет Big Blue - Голубого Гиганта, как уважительно называют в Америке IBM, - в компьютерной отрасли заставил деловых людей поверить в громадные возможности персональных компьютеров в сфере бизнеса. РС позволил маленьким фирмам и семейным предприятиям, а их в Америке большинство, на равных конкурировать с гигантскими корпорациями, тратящими миллионы на информационное обеспечение своего бизнеса. Авторитета IBM сильно не хватало Apple, Commodore, Atari и другим пионерам микрокомпьютерной индустрии. Это и предопределило их судьбу - несмотря на героические попытки, они так и не смогли сколь-нибудь серьезно потеснить IBM в деловой сфере. Однако в некоторых узких нишах - образовании, полиграфии, компьютерной графике, мультимедиа и сфере развлечений - компьютеры этих фирм заняли достойное место.
Еще одним фактором успеха PC стал уже упоминавшийся здесь принцип открытой архитектуры. Сотни производителей могли выпускать дополнительные устройства, расширяющие возможности компьютеров IBM, - для этого не требовалось отчислять никаких лицензионных платежей, а все необходимые спецификации шины расширения были открыто опубликованы. То же самое происходило и в сфере программного обеспечения - кто угодно мог писать и продавать программы для PC, не спрашивая ничьего разрешения. Сейчас это кажется естественным, но двадцать лет назад такая постановка вопроса вовсе не была очевидной.
Однако принцип открытой архитектуры, так способствовавший росту продаж, сыграл в итоге злую шутку с самой IBM. Сторонние производители освоили в конце концов выпуск не только комплектующих для оригинальных IBM PC, но и производство собственно клонов (частичных или полных копий) Персонального компьютера. Уже к началу 1983 года IBM обнаружила, что окружена множеством фирм, выпускающих фантастически дешевые копии PC, а доля продаж самой IBM в общем объеме начала стремительно уменьшаться. Если в 1983 году 85% персональных компьютеров с архитектурой PC выпустила сама IBM, то к 1987 году ее доля сократилась до 48%. Несмотря на ряд предпринимавшихся попыток, IBM так и не удалось вернуть себе контроль над рынком PC, она стала всего лишь одним из его участников - крупным и авторитетным, но не единственным. А некоторые из мелких производителей клонов PC - Compaq, Dell, Packard Bell и др. - со временем сами превратились в большие корпорации.
В 1965 году Гордон Мур, один из руководителей фирмы Intel, сформулировал закон, согласно которому производительность процессоров удваивается каждые полтора года (см. "Наука и жизнь" №12, 2000 г.). Двадцатилетие развития индустрии IBM-совместимых персональных компьютеров полностью подтвердило это предположение. В итоге современные компьютеры по производительности в несколько тысяч раз превосходят первый PC. Примерно в тысячу раз возрос объем стандартно устанавливаемой памяти; объем дискового пространства увеличился с жалких 160 килобайт до десятков гигабайт; многократно улучшилось качество графики. Но вот, что интересно, - даже самый совершенный современный компьютер остается полностью совместим с самым первым PC, практически любую программу, написанную двадцать лет назад, без проблем удастся выполнить на компьютере сегодняшнего дня. Причина тому - сохранение прежней архитектуры: все последние достижения индустрии встраиваются в конструкцию, разработанную много лет назад и совсем для других целей.
Разработчики первого PC и представить себе не могли, во что превратится их детище: ведь первый микрокомпьютер IBM вовсе не предназначался для захвата рынка. Но прогресс иногда движется странными путями. За двадцатилетие своего развития персональные компьютеры проделали огромный путь, став неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Это была настоящая гонка, компьютеры менялись на наших глазах. Сегодня трудно предположить, что произойдет с компьютерами за следующие двадцать лет и как это повлияет на нашу жизнь. Как говорится, поживем - увидим.
См. в номере на ту же тему
Самый первый персональный компьютер.
В. ЗАЙЦЕВ, А. ШИШЛОВА - Как выбрать идеальный компьютер?