Двести лет назад Оружейная палата Московского Кремля стала общедоступным музеем. Юбилей торжественно отметили весной 2006 года. Готовиться к празднику начали заранее. Особенно интересной оказалась долгосрочная программа "Королевские сокровищницы в Московском Кремле". Экспонаты первой выставки из этой серии, открывшейся в 2004 году, прибыли из Франции, из Лувра - резные сосуды из уникального собрания Людовика XIV (1638-1715). Мы решили рассказать об этой выставке потому, что не все читатели журнала смогли увидеть ее в Московском Кремле, а счастливчики, которым случается побывать в Лувре, нередко проходят через галерею Аполлона, не останавливаясь у витрин с уникальными сосудами.
Любопытна история создания этой коллекции. Вплоть до XIX века изделия из поделочного камня в Европе называли "драгоценности". Когда Король-Солнце пристрастился к модному коллекционированию "драгоценностей", другие европейские монархи уже успели приобрести наиболее интересные экспонаты. На целое столетие опередили французского короля баварские и тосканские герцоги, венские императоры. Заполучить радующие душу коллекционера старинные уникальные изделия оказалось непросто.
Первые покупки Людовик XIV сделал в 1663 году: приобрел у двух торговцев 33 предмета из горного хрусталя, а вскоре - еще 32 хрустальных изделия. Покупки были доставлены в Версальский королевский замок. Коллекция значительно пополнилась в 1665 году после смерти страстного коллекционера кардинала Мазарини (1602-1661). Король выкупил у наследников принадлежавшие прелату 76 изделий из цветного камня и 121 - из горного хрусталя. Собрание прелата отличалось эклектизмом, эта черта присуща и коллекции Людовика. Король приобретал изделия не только античных и средневековых мастеров, но и своих современников из Италии и Франции, есть в его собрании и восточные сосуды.
Одновременно с отцом собирал "драгоценности" и дофин Людовик. После смерти принца в 1711 году большая часть коллекции перешла к его второму сыну, испанскому королю Филиппу V и сейчас хранится в музее Прадо. Изделия, доставшиеся двум другим сыновьям дофина, остались во Франции и впоследствии влились в королевскую сокровищницу.
В 1723 году описи сосудов из поделочного камня, принадлежавших короне, включали почти тысячу предметов.
Влюбленный в свою коллекцию король старался выставлять драгоценные предметы на обозрение. Сохранилось описание витрин, изготовленных для экспонирования коллекций: "Два деревянных шкафа для хрусталя, с различными скульптурными украшениями, с двумя дверцами, каждая из которых с большим хрустальным стеклом; весь корпус покрыт полированной позолотой; ножки в виде четырех больших резных балясин украшены скульптурным декором, в середине которого - изображение двух детей, держащих фестоны и сидящих на дельфинах. Они покрыты матовым и полированным золотом и опираются на лапы грифонов". Первоначально шкафы находились в королевской спальне.
По мере того как коллекция увеличивалась, приходилось изыскивать для нее в королевском дворце новые помещения, придумывать новые формы экспонирования. Известно, что в 1701 году король заказал семнадцать великолепных столов из позолоченного дерева, чтобы "поставить на них хрусталь".
После смерти Людовика XIV коллекцию ждали нелегкие времена - у нее не было увлеченного хозяина. Вот запись, сделанная 17 июля 1718 года в журнале мебельного склада, где хранились сосуды: "Из-за большого скопления людей, пришедших посмотреть на апартаменты Версаля, исчез сосуд из горного хрусталя"; в 1722 году был украден сосуд из агата; в 1730 году большая крыса нанесла в этом кабинете "значительный ущерб". Во время правления Людовика XV (1710- 1774) многие изделия были проданы на аукционах. Среди них редчайшая античная ваза с изображениями Аполлона, Дианы и Психеи, "терзаемой Любовью".
Правление Людовика XVI (1754-1792) оказалось счастливым периодом в истории коллекции. "Королевский альманах" писал в 1778 году, что мебельный склад разрешено посещать публике во второй вторник каждого месяца. Это был первый парижский музей, где экспонировались королевские коллекции, в зале "драгоценностей" можно было увидеть резные сосуды. Специальный реставратор следил за сохранностью коллекции. Ему поручили реставрировать ежегодно по 20 изделий из камня.
В 1789 году свершилась революция. Людовик XVI был казнен, а у королевских сокровищ появились новые хозяева. Часть коллекции была отправлена за границу, в качестве расплаты с иностранными поставщиками.
Значительная часть сохранившихся сосудов поступила в открывшийся в 1793 году Музей Лувра, где в галерее Аполлона они хранятся до сих пор.
***
Чтобы придать камню соответствующую форму, его обтачивали вращающимися кругами из песчаника. Чаще всего шлифовальные мастерские находились при мельницах, и круги приводились в движение с помощью гидравлики. Некоторые сосуды без ручек вытачивали на станке.
Внутреннюю часть сосуда освобождали специальными сверлами, изготовленными в виде цилиндрических трубок. Окончательную форму придавали инструментами соответствующего диаметра и профиля. В качестве абразива использовали наждачный порошок и кремний.
На готовый сосуд требовалось навести глянец. Поверхность полировали с помощью кругов из свинца или олова, а иногда из дерева (в зависимости от материала изделия). По мере обработки поверхности камня использовали все более тонкие абразивы. На заключительном этапе поверхность предмета полировали войлоком или кожей.
После окончательной обработки отчетливо проступали дефекты камня, поэтому для их сокрытия нередко использовали накладные украшения из драгоценных металлов.