Видимо, реформа российского образования в той или иной степени будет учитывать положения Болонской декларации - документа, в котором изложены единые требования к организации учебного процесса и качеству обучения в университетах Европы.
У нашей научно-педагогической общественности сложилось неоднозначное отношение к Болонскому процессу. Об этом говорят результаты опроса, проведенного среди специалистов по высшему образованию - ректоров вузов, профессоров и преподавателей.
В отношении последствий, к которым приведет участие России в Болонском процессе, эксперты занимают взвешенную позицию: и те, кто считает неприемлемым для России следовать положениям декларации, и те, кто горячо поддерживает вступление в Болонский процесс, оказались в меньшинстве. Преобладает точка зрения о необходимости занять осторожную позицию и участвовать в Болонском процессе на условиях, при которых не будут утрачены достоинства отечественного образования. Более консервативную точку зрения высказали представители старшего поколения и руководители вузов; к реформам "по-европейски" отрицатель но относятся преподаватели вузов европейской части России, а уральцы, сибиряки и дальневосточники настроены более радикально.
Большинство опрошенных поддерживают расширение контактов с зарубежными вузами и возможность работать там. Наиболее отрицательное отношение вызывают переход на двухуровневую систему высшего образования (с присвоением квалификации бакалавра и магистра), а также введение единой ученой степени доктора философии (всего 16% опрошенных считают ее соответствующей нашей степени доктора наук, а для 61% экспертов она "тянет" только на кандидата наук).
Нет единодушия и в вопросах организации учебного процесса. Почти две трети считают оптимальным разбиение учебного года на два семестра (вместо трех триместров) и введение летнего семестра для углубленного изучения курса и ликвидации академических задолженностей.
В отношении качества образования участники опроса считают, что квалификация преподавателей, программы ведущих учебных дисциплин и степень подготовки студентов у нас выше, чем за рубежом. В то же время мы отстаем по состоянию студенческих общежитий, техническом у оснащению аудиторий и лабораторий, обеспеченности учебной литературой.