В городах большинство силовых и сигнальных кабелей проложено под землей. Перед проведением земляных работ необходимо как можно более точно определить местоположение кабелей в районе работ. Для этого применяются трассоискатели различных конструкций. На выставке "Электро-2006" в Экспоцентре на Красной Пресне одна из санкт-петербургских компаний представила несколько образцов индукционных трассоискателей, которые позволяют не только определить, где проходит кабель, но и обнаружить место его повреждения - обрыв или утечку тока.
Трассоискатели оборудованы дисплеями с наглядной графической информацией. Если оператор отклоняется от трассы, на экране появляется стрелка, которая указывает в сторону трассы, и цифры, обозначающие расстояние до нее. На дисплее также отображаются глубина залегания кабеля и другие вспомогательные данные.
С помощью прибора локализуют не только кабели, но и металлические трубопроводы .
ЭПОКСИДКА ВМЕСТО МАСЛА
Понижающие трансформаторы на подстанциях до последнего времени имели масляную или воздушную изоляцию. Масляные радиаторы сложны в эксплуатации, поскольку необходимо постоянно следить за качеством масла и заменять его. Кроме того, масло легко воспламеняется, поэтому трансформаторы нельзя устанавливать в помещениях. Воздушные трансформаторы имеют низкую влагостойкость и чувствительны к механическим нагрузкам.
За рубежом, а теперь и в России появилась технология изготовления трансформаторов с литой изоляцией. Обмотки заливают в вакууме эпоксидной смолой с наполнителем из тригидрата алюминия Al(OH)3, обладающего хорошей огнестойкостью. Эти разработки были показаны на стендах нескольких российских предприятий на выставке "Электро-2006" в Экспоцентре на Красной Пресне. Новые трансформаторы можно устанавливать в помещении, они хорошо охлаждаются естественным образом, а при повышении температуры автоматически включаются вентиляторы, расположенные под обмотками.
ДАВЛЕНИЕ НЕ ПОМЕХА
Для того чтобы отремонтировать поврежденный участок трубы, из нее нужно откачать жидкость между ближайшими задвижками. Но обычно на промышленных трубопроводах соседние задвижки расположены далеко одна от другой. В Пермском научно-исследовательском институте предложили использовать для ремонта своеобразные "пневматические" задвижки. Для их установки рядом с поврежденным участком (по обе стороны от дефекта) с помощью специальной фрезерной насадки (фото на стр. 33 вверху слева) проделывают небольшие отверстия. Причем оборудование пермских инженеров позволяет сделать это без потери герметичности трубы. Затем в получившиеся отверстия опускают эластичные камеры, отдаленно напоминающие камеру от волейбольного мяча. Подав в камеры воздух (или любой другой газ) под высоким давлением, поврежденный участок изолируют от остальной трубы. Теперь можно быстро откачать из него жидкость, вырезать его специальной машиной (фото вверху справа) и заменить на новый. По окончании ремонта "камеры" спускают, извлекают из трубы, а отверстия, через которые их вводили, закрывают заглушками.
С помощью этого комплекта можно ремонтировать трубы диаметром от 325 до 1420 мм с толщиной стенок до 20 мм при давлении в трубе до 63 МПа.
КОЛЕСНЫЕ ТЕЛЕЖКИ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЛОКОМОТИВОВ
Повысить скорость движения современных железнодорожных составов не удается из-за конструкции колесных тележек. Не помогают даже мощные двигатели локомотивов. По традиции тележки представляют собой жесткую металлическую раму с установленными на ней колесными парами. При движении по закругленному участку пути оси колес остаются параллельными одна другой, и на большой скорости повышается риск набегания гребня колеса на рельс. Кроме того, реборда колеса сильнее прижимается к рельсу, происходит ее усиленный износ, повышается сопротивление движению.
Эти недостатки удалось преодолеть молодым специалистам кафедры электрического транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). На выставке "НТТМ-2006" на ВВЦ они показали конструкцию тележки, у которой нет рамы, и сила тяги передается с помощью шкворневого устройства. При движении по криволинейному участку пути оси колес разворачиваются "веером" и автоматически подстраиваются под радиус поворота благодаря скрещенным поперечным тягам, шарнирно соединенным с элементами тележки. Движение становится более плавным и безопасным, снижается потребление энергии.
МИНИ-ВЕРТОЛЕТ
Ситуацию на дорогах, распространение лесных пожаров и многие другие ситуации удобно контролировать с большой высоты. Для этой цели все чаще используют различные беспилотные летательные аппараты. Оригинальную конструкцию такого аппарата создали курсанты Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
Для своего вертолета они применили принцип импеллера. Два соосных воздушных винта, размещенные внутри цилиндрического корпуса, крутятся в противоположных направлениях, уравновешивая вращательные моменты друг друга. Чтобы двигаться по горизонтали, внутри корпуса установлены вертикальные рули. Управлять работой механизмов можно по радио, но предусмотрен и полет в автоматическом режиме. Для этого на вертолете установлен приемник российской навигационной системы ГЛОНАСС.
В академии построили два образца вертолета. Маленькая демонстрационная модель имеет электропривод и на аккумуляторе от мобильного телефона может держаться в воздухе до получаса. Более мощный аппарат работает от двигателей внутреннего сгорания, применяемых на авиамоделях, и кроме привода и устройств управления несет на борту видеокамеру с передатчиком.