№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ВЛАДИМИРСКИЕ ИКОНКИ

Ю. ЖАРНОВ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Каменные иконки, которые редко обнаруживают в домонгольских слоях древнерусских городов, найдены недавно во Владимире. Две из них - на территории сгоревшей в 1238 году усадьбы в восточной части этого некогда стольного града Северо-Восточной Руси.

Одна иконка изображает Савву Освященного, другая - уникальную для мелкой пластики сцену раскаяния апостола Петра. Впрочем, иконка Саввы тоже в своем роде уникальна: другой на бывшей территории Древней Руси пока не найдено, а вне ее существует всего одна.

Савва - покровитель общежительного монашества - был одним из наиболее почитаемых святых христианского Востока. Немало его изображений обнаружено на стенах сербских храмов XIII-XIV веков, и именно его считал своим духовным учителем Савва Сербский (1169-1237) - первый иерарх сербской автокефальной церкви. В лавре Саввы Освященного больше года прожил игумен Даниил, один из первых русских паломников в Палестину (XII век).

Детально проработанные на поясной иконке черты лица Саввы Освященного искусно передают облик этого сурового пустынника. Своеобразная и узнаваемая форма его короткой бороды связана с одним из эпизодов "жития" святого: упав в яму, из которой "выходил дым и огонь", он опалил лицо и уже не мог иметь прежней бороды. За ее уменьшение Савва благодарил Бога, "чтобы не тщеславиться ему красотой ее". Иконка Саввы датирована XIII веком.

На второй иконке изображен финал евангельского сюжета об отречении апостола Петра. Петр на ней стоит в рост, с босыми ногами, опершись головой на руку, покоящуюся на капители колонны. А на другой колонне изображен петух, возвещающий о сбывшемся предсказании Иисуса.

Специалисты отнесли обе иконки к произведениям одной художественной мастерской и полагают, что над ними работал один и тот же резчик - судя по технике исполнения, грек. Отмечено также, что иконки близки владимиро-суздальской фасадной скульптуре и что представители этой художественной мастерской участвовали, по-видимому, в создании рельефов Дмитриевского и Георгиевского соборов.

Ю. ЖАРНОВ. Две каменные иконки домонгольского времени из Владимира-на-Клязьме. "Российская археология" № 3, 1999, стр. 165-174.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Рефераты»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее