Едва ли в нашей стране отыщется другое предприятие, которое сыграло бы в истории отечественного судостроения, да и всего российского флота, такую же роль, как "Адмиралтейские верфи". Основанные по указу Петра Первого спустя всего год после закладки Петербурга, они на протяжении почти трех столетий остаются одним из ведущих судостроительных заводов отрасли.
За это время здесь было построено более двух тысяч кораблей и судов различного класса и назначения: от петровских галер до сильнейшего в мире броненосца "Петр Великий", от "потаенного судна" до "Авроры", от "русской бригантины" до могучих атомоходов. Выполняем мы и уникальные заказы на изготовле ние подводной техники. И даже экономические сложности 90-х, ставшие гибельными для некоторых заводов, лишь поколебали, но не уничтожили детище Петра.
"Мы можем отметить, что все построенные на "Адмиралтейских верфях" суда соответствуют высочайшему стандарту и контрактной цене. Они зарекомендовали себя как очень надежные и отвечающие необходимым критериям эксплуатации... И мы без колебаний готовы признать, что "Адмиралтейские верфи" - отличное место для строительства танкеров", - так отозвался недавно о работе адмиралтейцев управляющий флотом компании "Колумбия Шилменеджмент" Эдвард Бакнелл.
С чем же связывают свое будущее адмиралтейцы? Главный акцент делается на строительство танкерного флота, неатомных подводных лодок и глубоководных аппаратов, маломерных судов. Занимаемся и судоремонтом.
Изучив перспективн ые районы нефтедобычи, специалисты пришли к выводу, что танкерный флот в равной степени будет необходим как на нефтяных месторождениях Каспийского моря, так и на Арктическом побережье России. В результате на свет появился танкер "Пулково", а затем судно нового поколения - танкер-продуктовоз-химовоз "Виктор Дубровский". Тогда же, в 1997 году, судостроители "Адмиралтейских верфей" первыми в России приступили к строительству современнейших танкеров ледового класса для компании "Лукойл". Первые из них уже переданы заказчику.
Вообще же арктический танкер - явление уникальное. Он представляет собой современное дизельное судно с дальностью плавания до 8 тысяч миль, автономностью 40 суток и скоростью хода на чистой воде более 15 узлов. В ледовой обстановке такое судно способно преодолевать припайный лед толщиной до полуметра со скоростью 2 узла.
Известно, что использование Северного морского пути для перевозок существенно затрудняется сложными гидрометеорологическими условиями Арктики и, главное, коротким навигационным периодом. Поэтому судостроители думают о постройке подводных транспортных судов для Арктики. Решение этой задачи предполагает создать государственную структуру - консорциум, в который вошли бы представи тели правительственных ведомств, крупных российских фирм по добыче нефти и газа, научно-исследова тельских и производственных предприятий, российских банков и иностранных инвесторов. Более того, мы намерены переоборудовать для перевозки сырья существующие подлодки.
Главное - просчитать экономическую сторону такого проекта и заинтересовать им потенциальных заказчиков, как это удалось уже сделать с выпускаемыми на "Адмиралтейских верфях" дизельными подлодками нового поколения, которые изготавливаются как для России, так и на экспорт - в Индию, Иран, Китай и другие страны мира.
Особое место занимает производство уникальных глубоководных аппаратов типа "Консул". Подобные батискафы до этого строились лишь в Японии и Франции. Американские специалисты, побывавшие на предприятии, признались, что даже в США нет аппаратов подобного класса.
Еще одно направление работы - это маломерные суда типа алюминиевых северных лодок "Мастер". Они имеют сертификат безопасности в соответствии с новыми европейскими стандартами, а по своим мореходным качествам намного превосходят мировые аналоги, что со всей очевидностью подтверждает стабильно растущий спрос на них.
См. в номере на ту же тему