Несмотря на победное шествие цифровой техники записи изображения, производители традиционной фотоаппаратуры не собираются сдаваться. Фирма "Кодак" создала принципиально новую систему АПС (см. "Наука и жизнь" № 2, 2000 г.), а "Кэнон" в начале этого года выпустила новую модель пленочной зеркалки - EOS-1V. Она относится к профессиональным камерам высшего класса и рассчитана на интенсивное использование при съемке сложных сюжетов, например спортивных состязаний, длиннофокусными объективами. Для подобной съемки решающее значение имеет число кадров, которое камера может сделать за секунду. Оно зависит от быстродействия автоматики и механики (систем перемотки пленки, взвода затвора, подъема и возвращения зеркала, наводки на резкость). У большинства объективов "Кэнона" фокусировка производится встроенным пьезоэлектрическим двигателем достаточно быстро, но их возможности до появления камеры EOS-1V и ее предшественницы EOS-3 из-за особенностей автоматической фокусировки использовались не полностью.
В обычных камерах фокусировку осуществляют по центральной части изображения, обычно отмечаемой прямоугольником или овалом. Если приходится снимать сюжет, у которого точка наводки на резкость расположена не по центру изображения, например крупным планом двух рядом стоящих школьников, то вначале приходится повернуть камеру так, чтобы центр кадра совпал с лицом одного из них. Затем камера запоминает дистанцию фокусировки (для этого нажимают на соответствующую кнопку), после чего нужно уточнить кадрировку, повернув камеру, и только потом произвести спуск затвора.
У камер с несколькими точками фокусировки скорость съемки выше, поскольку тратить время на уточнение кадрирования не приходится. У камер EOS-1V и EOS-3 их 45. Выбор точки фокусировки может производиться самой камерой либо снимающим. Выбранная точка высвечивается на видоискателе красным цветом. При съемке быстро двигающихся предметов камера учитывает их смещение за время подъема зеркала; в этом режиме точка фокусировки не высвечивается.
Фокусировать изображение можно и по части сюжета, которую рассматривают перед нажатием на спуск. Камера слегка подсвечивает глаз, по отражению определяет положение зрачка и по нему производит фокусировку. Это позволяет все время следить за быстро перемещающимися предметами и значительно упрощает съемку динамичных сцен вроде спортивных игр.
Чтобы исключить влияние очков, контактных линз и т. д., перед первым использованием камеры производится ее калибровка. Для этого снимающий просто смотрит на определенную точку и нажимает на кнопку спуска. В память камеры можно внести результаты калибровки для трех человек.
Камера EOS-1V позволяет делать 3,5 кадра в секунду. Скорость съемки можно увеличить до 10 кадров в секунду, если воспользоваться моторной приставкой - усилителем протяжки, которая крепится к нижней крышке камеры. У приставки имеется отсек для размещения пальчиковых батарей или аккумуляторов. Интересна особенность устройства камеры: ее протяжка не имеет традиционного зубчатого барабана, что предельно упрощает зарядку пленки.
При недостатке света автоматическую фокусировку можно производить с помощью приставной вспышки, которая немного подсвечивает сюжет небольшой лампочкой. Для точного определения экспозиции при съемке со вспышкой камера имеет датчик с 21 зоной измерений и, кроме того, может оценить экспозицию той части сюжета, по которой производится фокусировка. Столь сложная оценка экспозиции позволяет получить хорошие результаты в сложных условиях освещения, например снимая в сумерках людей на фоне костра. На снимке можно получить темно-синее небо, яркие языки пламени и хорошо проработанное изображение лиц. А предварительная вспышка в такой ситуации позволяет уточнить фокусировку и при необходимости перекомпоновать кадр.
Чтобы избежать "плоского" освещения, снимают с несколькими вспышками, расположенными на разных расстояниях от камеры. Фирменные вспышки "Кэнон" не нужно соединять с проводами: камера включает их инфракрасным сигналом. Вспышки имеют регулировку мощности световых импульсов, меняющую освещенность различных частей сюжета. Специальная вспышка для макросъемки укрепляется на объективе. Особенно интересные результаты она дает с новым макрообъективом, имеющим увеличение до 5 раз.
Камера позволяет делать серии снимков с автоматическим изменением экспозиции при съемке как со вспышками, так и при имеющемся освещении.
Экспозицию камера может определять почти по всей площади кадра, по его центральной части, по точке в центре кадра или по точке фокусировки. Кроме этого, предусмотрен режим замера по 8 точкам, позволяющий учитывать контраст сюжета. Камера имеет два дисплея для контроля экспозиции и работы различных систем; предусмотрено управление от компьютера, задающего время и частоту съемки. С помощью функций пользователя (их 20) можно, например, изменить назначение некоторых кнопок, дать команду оставлять при обратной перемотке кончик пленки выступающим из кассеты или нет и т. д.
В отличие от многих полупрофессиональных камер и любительских фотоаппаратов камера имеет сравнительно мало экспозиционных режимов. Она сама может установить пару выдержка-диафрагма с приоритетом того или другого и значение диафрагмы по заданной глубине резкости, подобрать выдержку. Предусмотрена и ручная установка режимов съемки.
Наименьшая выдержка у камеры 1/8000 секунды. Со вспышками "Кэнон" она может снимать при всех выдержках, а с обычными - с выдержками не короче 1/250 секунды.
Корпус камеры из магниевого сплава весит почти 950 граммов, видоискатель несъемный. Значение экспозиции, чувствительность пленки, поправку к экспозиции, способ ее измерения камера сохраняет в памяти; эти данные можно отпечатать на контрольках.
Основной недостаток камеры - отсутствие цветоанализатора, без которого во многих случаях нельзя получить более правильную цветопередачу.