Биолог Вильмош Чани из Будапештского университета (Венгрия) считает, что изучать эволюцию и происхождение социальных связей в человеческом обществе лучше не на человекообразных обезьянах, а на собаках. Собака эмоционально связана со своим хозяином. Сотрудники Чани сравнивали поведение маленьких детей и собак в непривычной ситуации. Если младенца с матерью поместить в незнакомую комнату, ребенок спокойно играет, охотно исследует новое место. Когда мать выходит из комнаты, ребенок проявляет все признаки стресса. Если вместо матери войдет чужой человек, ребенок несколько успокоится, но настоящее облегчение наступает только при возвращении матери.
Подобные опыты провели с 51 собакой. Пока хозяин тут, собака спокойно играет и обследует незнакомую комнату. Если хозяин выходит, собака бросает игры и начинает беспокоиться, лает, усаживается у двери и с нетерпением ждет его возвращения. Появление хозяина вызывает всплеск радости. Как полагают венгерские ученые, такое сходство в поведении собак и детей выработалось в процессе совместной эволюции человека и собаки.
Часто полагают, что каждое одомашненное животное глупее своих диких родственников. Мозг собаки действительно меньше мозга волка (даже если сделать поправку на размер тела), особенно уменьшены зоны, ответственные за зрение и обоняние. Но, как подчеркивают венгерские биологи, это не обязательно результат одомашнивания. У одного из возможных предков собаки - мелкого азиатского волка мозг меньше, чем у других волков. Но, что еще важнее, собаки не утратили важные умственные способности, позволяющие волку успешно охотиться большой стаей. По таким показателям, как способность составить в уме карту местности или способность проследить глазами за движущимся объектом, который на своем пути временно скрывается за непрозрачным препятствием, собаки стоят примерно на уровне человекообразных обезьян.
Двадцать лет назад экспериментаторы показали, что волка невозможно научить команде "сидеть", зато он способен открыть довольно сложную задвижку клетки, несколько раз увидев, как это делает его более опытный сородич. Собака, наоборот, не может справиться с задвижкой, но довольно легко обучается садиться по приказу. Ученые пришли к выводу, что одомашнивание сделало собаку послушной, но ослабило ее познавательные способности. Длительная жизнь рядом с человеком позволяет собаке как бы переложить на хозяина немалую часть своих проблем.
Чтобы проверить эту гипотезу, сотрудники Будапештского университета Юсеф Топаль и Адам Миклиши провели эксперимент. Сначала 28 владельцев собак заполнили анкету, которая позволила понять, насколько тесна эмоциональная связь между собакой и человеком. В анкете были, например, такие вопросы: "Отмечаете ли вы ежегодно день рождения своего любимца?", "Позволяете ли собаке забираться в свою постель?", "Понимает ли собака ваши эмоции?".
Потом собакам предложили решить несложную задачу. За проволочной сеткой стояло несколько пластмассовых подносиков с едой, их можно было достать, потянув за ручку подносика, которая выступала из-под сетки. Оказалось, что чем более тесно связана собака со своим хозяином, тем труднее ей решить эту задачу. Но когда владельцев попросили приказать своему любимцу взять пищу, с задачей справились все собаки. "Собаки, эмоционально привязанные к хозяевам, не глупее других, - говорит Миклиши, - они вполне понимают, как добыть пищу, просто их действия сильнее зависят от указаний человека".
Это мнение подтверждается наблюдениями за собаками - поводырями слепых. Они не менее других привязаны к хозяевам, но понимают, что слепой ограничен в своих возможностях, поэтому при решении задач такие собаки самостоятельнее других. Они умеют делить инициативу с хозяином, принимая ответственность на себя в тех случаях, когда видят, что хозяин не может чего-то сделать. Такая способность к совместной работе имеет в своей основе волчье умение охотиться стаей.
Вильмош Чани полагает, что в ходе одомашнивания собаки человек отбирал особей, способных легко усвоить правила совместной жизни и подчиняться им. Даже без специального обучения щенок может войти в семью и понять правила общежития, просто наблюдая за поведением людей и других собак.
Уникальны для животных возможности общения собаки с человеком. Пес способен находить спрятанные лакомые кусочки по указанию своего хозяина, причем человек может указать пальцем направление поиска, податься в этом направлении всем телом, кивнуть в ту сторону, повернуть голову и даже просто посмотреть. Задача кажется несложной, но ни одно другое животное, даже шимпанзе, неспособно ее разрешить. Макака-резус может найти указанный человеком предмет, но только в том случае, если от кончика указательного пальца до самого предмета менее 20 сантиметров. В отличие от собаки обезьяна не понимает, что вытянутый палец означает указание направления, она может только усвоить, что такой сигнал подается в том случае, если поблизости есть пища. Более того, собака тоже может указывать человеку на скрытые объекты - достаточно вспомнить стойки пойнтеров и сеттеров.
Опыты, проведенные в Германии, показали, что шестимесячный щенок неспособен понимать указующие жесты человека, зато хорошо понимает поведение собак. У четырехлетней собаки все уже наоборот - она легко общается с человеком, но разучилась понимать своих сородичей.
Сейчас группа Чани изучает взаимоотношения собак с человеческим языком. Взрослые собаки понимают от 7 до 80 слов, в среднем - 40. "Их понимание слов отличается от нашего, - говорит Чани. - Мы используем слова как символы, они - в основном как сигналы". Из разговоров между людьми собака может извлекать несложную информацию, например, предстоит ли прогулка и кто именно пойдет выводить собаку. Ключевые слова приходится вычленять из длинных фраз, причем за произнесенным словом дело - выход на прогулку - следует далеко не немедленно. Как собакам это удается - непонятно, во всяком случае, такую способность нельзя объяснить простыми павловскими рефлексами.