В сумятице ХХ века как-то обветшало слово "самодеятельность". Значение его сузилось настолько, что оно стало словом-ухмылкой, обозначением чего-то явно второсортного, примитивной поделки, плода не шибко искусных усилий. Печально, но факт.
А прежде многие образованные люди под понятием самодеятельность подразумевали достаточно серьезные вещи. Во всяком случае - процессы сознательно-энтузиастского характера, некий ключ к познанию еще неоткрытого или недостаточно осмысленного людьми. Не оттого ли во второй половине XIX столетия многие любознательные граждане стремились на разные курсы, с большим интересом посещали публичные лекции ученых? И вероятно, неслучайно значительную популярность в России приобрела главная книга англичанина Самуэля Смайлса, названная русским издателем "Самодеятельность". На протяжении пятнадцати лет - с 1866 года - она переиздавалась у нас семь раз (а до 1903 года дополнительно еще трижды)! Полагаю, понятно, почему я назвал эту книгу Смайлса его "Евангелием" (от греческого - "благая весть").
Ею зачитывались все, кто жаждал себя усовершенствовать, а следовательно, стать лучше, разбогатеть, превратиться в достойного и даже влиятельного члена общества. Герой повести Александра Куприна "Поединок" подпоручик Ромашов, покупая эту книгу, твердо рассчитывал на ее просветительскую пользу, которая виделась ему необходимой и в походной и в бивуачной жизни. И уж тем более в пору, когда придется оставить военную службу и с головой уйти в будни частного хозяйствования...
Как писатель-моралист Самуэль Смайлс интересен своими рассуждениями и сейчас. Они просты и вместе с тем выпукло обозначают нравственные цели, к которым каждому человеку следует стремиться, если он хочет быть воистину человеком, мыслящей единицей, благотворно влияющей на окружающих собственным примером. Особенно заметно желание автора быть советчиком людей состоятельных, а также стремящихся выдвинуться в число почитаемых предпринимателей и купцов - "людей коммерческих", как иногда он их называет. Смайлс откровенно предупреждает: не слывите лишь оборотистой личностью, не забывайте, что на вас смотрят и думают о вас другие.
Писатель искренен в своих чувствах. Ему по душе все бесспорно нравственное, то, что сообщает жизни тепло истинной целесообразности и добра.
В Советской России труд Смайлса был основательно забыт на долгие годы. Господствовала иная мораль, поручившая своим глашатаям заменить ценности общечеловеческие ценностями классовыми. Естественно, что абсолютно неведомы нам были и сведения о жизни самого писателя. Добыть их теперь можно, только заглянув в заграничные справочные издания или обеспокоив британские библиографические службы. И вот что при этом обнаруживается.
Родившийся в 1812 году Самуэль Смайлс в молодые годы изучал медицину. Затем увлекся философскими доктринами Бентама и Джеймса Миллса, став на стезю литературной защиты материального прогресса, основанного на частном предпринимательстве и свободе. Уже упоминавшееся его сочинение появилось в Англии в 1859 году под названием "Помощь себе" (как уже говорилось, по-русски - "Самодеятельность"). Обратили на себя внимание читающей публики и другие его книги - "Бережливость" (1875), "Жизнь и труд" (1880), повесть о приключениях шотландского натуралиста Томаса Эдварда - о кругосветном путешествии одного любознательного мальчика.
Интерес к жизни Смайлса возникал по мере знакомства с его книгами. Однако биография писателя была опубликована в Англии лишь через год после его смерти в 1904 году. К тому времени в России известный издатель М. О. Вольф уже выпустил шеститомное собрание сочинений Самуэля Смайлса.
Предлагаемые фрагменты главной книги С. Смайлса "Самодеятельность" позволят современному читателю раскрыть привлекательность философии Смайлса как учителя жизни, умевшего точными штрихами выявить ориентиры стремлений человека к добру, справедливости, порядочности.
См. в номере на ту же тему
С. СМАЙЛС - "Пустой мешок не стоит прямо".