В отечественной науке нет другого такого разностороннего ученого-психолога, каким был Константин Константинович Платонов (1906-1984). Биолог, врач, доктор медицинских и доктор психологических наук, он известен и как ученый-исследователь, психолог-теоретик и психолог-практик. Автор ряда психологических концепций и в то же время прекрасный популяризатор, Платонов обладал великим даром говорить просто об очень сложных и специфических научных проблемах. Многие из тех, кто впоследствии связал свою судьбу с психологией, сделали это после прочтения "Занимательной психологии".
Понять, почему Платонов стал таким многогранным специалистом, нетрудно - ведь он врач в третьем поколении. Его дед - Иван Яковлевич - был психиатром, а отец - Константин Иванович - невропатологом. Тот и другой внесли значительный вклад в отечественную науку. Иван Яковлевич считал своей главной целью организацию образцового психиатрического стационара, где будущие специалисты могли проходить практику и повышать знания.
Личные качества близких людей сыграли важную роль в становлении личности Константина Константиновича, который так описывал своего деда: "У него была удивительная способность каждого выслушать и с каждым договориться…". Именно с Иваном Яковлевичем произошел случай, который остался в истории. "Группа "тихих" больных, загородив дверь, предложила ему спрыгнуть с третьего этажа… На что он, не растерявшись, авторитетно ответил: "Это всякий дурак может сделать, а вы посмотрите, как я снизу вверх прыгну!" - и невозмутимо вышел из комнаты навстречу замешкавшимся санитарам".
Отец Константина Константиновича завоевал такой авторитет и среди врачей, и среди больных, что к нему доходили письма с адресом: Харьков, профессору Платонову. В жизни он был необыкновенно мягким человеком, но во время войны с риском для жизни спас от угона в Германию и даже от смерти, укрывая и ставя ложные диагнозы, десятки молодых людей.
Эти качества - мягкость, доброту, обаяние и в то же время смелость - унаследовал и Константин Константинович. В Военном госпитале им. Бурденко он прославился "умением уговорить любого беспокойного больного". Но свои научные идеи отстаивал, не задумываясь о том, чем это может ему грозить.
Работать Платонов начал в 15 лет коллектором-препаратором в харьковском Институте распространения естествознания, а уже через пять лет стал автором первой научной работы "Краткий определитель амфибий и рептилий Украины". В 1928 году он окончил Ленинградский медицинский институт, через год (экстерном) - биологический факультет харьковского Института народного образования. Его будущие научные интересы в значительной мере определила встреча с выдающимся русским невропатологом и психиатром Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Платонов увлекся не только теорией психологической науки, но и решением практических задач.
В 1935 году он стал военным врачом и начал заниматься авиационной психологией. Чтобы получить полное представление о психическом состоянии человека в условиях полета, сам учился летать в Качинской авиашколе.
В годы Великой Отечественной войны Платонов служил в Военно-воздушных силах, был председателем Врачебно-летной комиссии. Закончил войну в Берлине в звании полковника.
Ученую степень кандидата медицинских наук Платонову присвоили по совокупности работ еще в 1936 году, степень доктора медицинских наук (и звание профессора) - в 1954 году.
За шестьдесят лет он опубликовал более трехсот научных трудов - монографии, словари, статьи, подготовил несколько учебных пособий и популярных книг по биологии, медицине и психологии. Вот названия некоторых из них: "Человек в полете" (1957), "Психология религии. Факты и мысли" (1967), "Методические проблемы медицинской психологии" (1977), "Психология труда" (1979), "Пути самостоятельной работы по усвоению системы основных психологических понятий" (1983), "Структура и развитие личности" (1983). В 1960-е годы вышло немало его статей в "Науке и жизни".
Платонов считал себя счастливым человеком не только потому, что десятки лет занимался любимым делом, но и потому, что на жизненном пути встречался или работал с замечательными людьми. Среди его знакомых - поэт и художник М. Волошин, артист-дрессировщик В. Дуров, герпетолог А. Никольский *, известные генетики-естествоиспытатели М. Завадский и Н. Кольцов, полярник-путешественник Г. Ушаков и многие другие.
Интересы Константина Константиновича не ограничивались чисто профессиональными, он серьезно занимался астрономией и космонавтикой, живописью и музыкой (и в этом тоже продолжал семейные традиции: Константин Иванович был талантливым музыкантом и художником, а его рисунки пользовались успехом на выставках; сейчас бoльшая их часть хранится в мемориальном музее). Изредка - в отпусках - не отказывал себе в экзотических путешествиях: однажды верхом проехал по Военно-Сухумской дороге, в другой раз пересек Большой Кавказ на велосипеде по Военно-Грузинской дороге, а в третий раз "пробежался за три дня" по Военно-Осетинской дороге.
В 1950-е годы в программу 9-го класса средней школы входило изучение психологии. Предмет нравился тогдашним школьникам. Однако через несколько лет, с началом бесконечной школьной реформы, психологию - важнейшую науку о человеке - изъяли из программы, впрочем, так же поступили позднее с логикой; астрономию "пристегнули" к физике и так далее. В те годы научно-популярную литературу по психологии и психиатрии у нас почти не выпускали. Психология как наука находилась на грани запрета. и Платонов решил написать "Занимательную психологию", что и сделал... в больничной палате, где он лежал после инсульта. Написал увлекательно и просто, с большим количеством примеров, описаний необычных опытов, удивительных экспериментов. Книга вышла в издательстве "Молодая гвардия". Тираж разошелся почти сразу. При жизни Платонова она переиздавалась дважды. (Всего книга выдержала пять изданий; ее перевели на 18 языков.)
К. К. Платонову принадлежит идея рубрики "Психологический практикум". В этой рубрике публиковались и публикуются до сих пор занимательные задачи для тренировки и развития внимания, геометрического воображения, умения мыслить логически.
Такие психические процессы, как сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, говорил он, не даются человеку раз и навсегда готовыми, неизменными. Человек должен их активно развивать, помогая всестороннему расцвету личности. Он считал, что занимательные задачи "Психологического практикума" как нельзя лучше служат этой цели.
Этой же цели служит и книга "Занимательная психология". В ней сотни коротких рассказов-заметок, охватывающих три области: сознание, личность, деятельность. В свою очередь части содержат главы: загадки сознания, психика и мозг, представление о личности, умение и навыки, групповая деятельность.
Предлагаем читателям десять небольших рассказов из разных разделов трех последних изданий "Занимательной психологии".
Комментарии к статье
* О жизни, работе и занимательных книгах А. Никольского см. "Наука и жизнь" № 3, 2005 г.
См. в номере на ту же тему