ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Общение человека с велосипедом длится всю жизнь - с того дня, когда ребенок садится на свой первый, трехколесный велосипедик, и до глубокой старости. С трехколесного велосипеда и следует начать разговор.
Современный трехколесный велосипед внешне мало напоминает те, на которых катались мы и наши родители. Музыкальная установка, исполняющая десяток мелодий, мигающие огоньки, два багажника, навес от дождя над седоком - почти стандартный набор. Добавим к этому яркую раскраску, ленточки и резиновые игрушки - вот сегодняшний портрет маленького велосипеда. Из усовершенствований лет десять назад к тому же у него появилась ручка позади сиденья - с ее помощью родители могут использовать велосипед как коляску. На некоторое время все довольны, хотя обучению велосипедной езде подобные экипажи способствуют мало.
Беда в том, что такие велосипеды крайне ненадежны и ломаются очень легко. Родителям бывает удивительно, как это малыш умудряется переломить металлическую трубку диаметром 35 мм. Но толщина стенки трубки чуть толще фольги от шоколада. А лидирует по количеству поломок та самая злосчастная ручка для родителей. Стоит попытаться с ее помощью приподнять переднее колесо для въезда на бордюр (как поступали с коляской) - и ручка отламывается. На некоторых моделях крепление узла усилено, но обычно усиление результата не дает и вырывается вместе с куском металла из рамы. Часто ломаются рули, обычно возле перемычек, соединяющих половинки передней вилки. Запас прочности у малышковых велосипедов отсутствует полностью, максимальная нагрузка, допустимая для большинства моделей, - 10-12 кг. Надежда на то, что велосипед послужит второму ребенку, не оправдается. Нередко одному ребенку приходится покупать трехколесный велосипед дважды, а то и трижды.
Разброс цен не зависит от качества. Абсолютно одинаковые велосипеды могут отличаться по цене в три раза! Совет тут один: приобретая велосипед, избегайте сложных конструкций - они существенно дороже, а ломаются так же часто.
Чем проще велосипед, тем проще его отремонтировать, хотя мастерскую, которая возьмется за такую работу, надо будет еще поискать. Однако механизм с тросовым приводом или гибким валом не станет чинить никто. Тут нужна замена дефектных деталей, а запасных частей к трехколесникам просто не бывает в продаже.
Впрочем, иногда попадаются велосипеды куда более скромные - такие выпускаются где-то далеко за Уралом, в столицу их привозят из командировок. Вот они вполне способны прослужить нескольким владельцам и не очень боятся, если на них сядет брат-первоклассник.
Следующий велосипед в жизни ребенка уже двухколесный, с поддерживающими колесиками с боков. Принципиальное отличие его от предыдущего - тормоза. На таком велосипеде малыш уже может разгоняться до опасной скорости и отъезжает от родителей очень далеко, поэтому на конструкцию тормоза при покупке следует обратить особое внимание. Тормоза бывают ножные - с приводом цепью к задней тормозной втулке и ручные - клещевые, с действием колодок на обод колеса. Желательно выбрать ножные - ноги в 3-4 раза сильней рук. Даже при вполне исправных ручных тормозах у ребенка может не хватить сил для быстрого эффективного торможения.
Поддерживающие колеса при ровной езде немного приподняты над землей и прокатываются по ней лишь при наклонах велосипеда. Если поставить поддержку вровень с главными колесами, то, оказавшись над ямкой, ведущее колесо повиснет и велосипед остановится. Ассортимент велосипедов для детсадовского возраста позволяет выбрать подходящий вариант на любой вкус. Качество изделий гораздо выше, чем у малышковых. Здесь уже встречаются модели с переключением скоростей и пружинной подвеской. И вновь советую отдавать предпочтение машине попроще. Ребенок будет осваивать езду без поддержки, а значит, предстоит много падений, вредных и для транспорта, и для седока. Размер велосипеда (это относится к любым моделям для любого возраста) должен быть таким, чтобы, соскочив с сиденья, можно было устойчиво встать на ноги. Для детей от 4 до 7 лет следует выбирать модели на колесах диаметром 12-16 дюймов. Размер колеса обозначен на боковой поверхности покрышки, с него начинается маркировка.
"Врожденных" недостатков на таких велосипедах уже не встречается, только, затягивая гайки на осях колес, соблюдайте умеренность: резьбу сорвать довольно просто. Задняя втулка при минимальном уходе служит достаточно долго - пока ребенок не вырастет. Ремонту втулка в домашних условиях почти не поддается, и, если такая необходимость возникнет, придется заменять всю втулку, то есть снимать, а потом вновь надевать все спицы, так что в случае поломки выгодней и быстрей поменять колесо в сборе. Запасные детали к детским велосипедам этой группы уже можно купить на рынках и в магазинах.
Следующий велосипед - для подростка. Выбор очень велик, а целесообразность вступает в борьбу с модой. За одинаковые деньги, относительно небольшие, можно купить или обыкновенный качественный велосипед без амортизаторов и переключателей, или обвешанный оборудованием "навороченный" экземпляр, который очень быстро развалится. Надо сразу учитывать: цена должна соответствовать классу. Двухподвесочный велосипед не должен стоить меньше 15 000 руб., иначе все его оборудование - просто бутафория. Купив с виду такой же, но за 2-3 тысячи, вы приобретете лишь массу проблем. Затраты на регулярные и нескончаемые ремонты быстро превысят цену покупки. В пользу выбора обычного велосипеда без переключателя скоростей говорят такие наблюдения:
1. Колеса на подростковой машине еще не очень большие, 20-24 дюйма, поэтому переключатель скоростей на заднем колесе находится от земли очень близко и норовит за все зацепиться. Если зацепится - падение неминуемо, а переключатель придется выбросить.
2. Богато оснащенные велосипеды очень тяжелы (в этом классе почти не используют дорогие легкие материалы). А ребенку предстоит не только кататься на нем, но и втаскивать его в подъезд и на свой этаж.
ДЛЯ ПРОГУЛОК И ПУТЕШЕСТВИЙ
Все сказанное далее будет относиться не только к подростковым велосипедам, но и вообще ко всем велосипедам и всем возрастам. Собираясь сделать покупку, сразу надо решить, для чего в основном будет использоваться велосипед. Большинство недорогих моделей относятся к туристическому типу. Такие рассчитаны на спокойную езду по асфальтовым и грунтовым дорожкам и для экстремальных маршрутов не годятся. Для активной езды существуют специально предназначенные конструкции. Стоят они существенно дороже, но позволяют ездоку получить именно те ощущения, которых он жаждет. Вот примерный перечень типов велосипедов и их назначения с небольшими комментариями. Сразу оговорюсь: речь пойдет только о зарекомендовавших себя моделях. Подделки, продающиеся в продуктовых магазинах, упоминать не будем.
ДОРОЖНЫЙ
Самый обыкновенный недорогой велосипед. Никаких пружин, чаще всего нет переключения скоростей. Тормоза ножные, обязательно имеются щитки над колесами и багажник. Благодаря одной небольшой звездочке на заднем колесе такой велосипед совершенно не склонен цепляться за пеньки и бордюры. Если ваши основные маршруты проходят по холмистой местности, вам приходится часто возить значительные грузы или вы просто никуда не спешите, предпочитая тратить меньше усилий ценой меньшей скорости, можно заменить шестерню на заднем колесе на другую, большего диаметра. Такую шестерню можно купить на любом велорынке. Потребуется только удлинить цепь на несколько звеньев. Дорожные велосипеды - лидеры по надежности, это подтверждается их распространением в сельской местности, там и мешок картошки перевезут на багажнике, и бревно доставят в усадьбу, привязав к раме. Ремонтировать такую технику вполне можно и дома. Колеса устанавливаются на них 28 дюймов. Цены достаточно демократичные - от 2000 до 4000 руб.
BMX
Велосипеды типа BMX ("Bicycle Motocross - Х" - велосипедный мотокросс) не предназначены для катания или путешествий, их удел - шоу и трюки. Для этих целей используются жесткие легкие рамы и небольшие, чаще всего 20-дюймовые колеса. У качественных моделей число спиц в колесе доходит до 72 штук при норме в колесах прочих моделей - 36 штук. Колеса с таким числом спиц имеют очень высокую жесткость и надежность. Пытаясь повторить трюки ВМХ на обычных колесах, неминуемо получите огромную "восьмерку", поломку оси, а может, и трещину в раме. Сиденье, конечно, у ВМХ тоже есть, но им наездники почти не пользуются. Тормоза очень цепкие, переключателей нет, щитков нет, на концах осей колес часто установлены специальные опоры-подножки для выполнения трюков. Руль может поворачиваться на полные 360 градусов. Само назначение таких снарядов предполагает обязательное использование защитной экипировки и шлемов. За настоящий трюковый экипаж придется выложить от 15 000 руб.
СКЛАДНОЙ
Главное преимущество - экономия места при хранении и перевозке. Для уменьшения габаритов колеса небольшие - 20-24 дюйма. Существуют модели и с колесами 28 дюймов, но их назначение мне непонятно: даже в сложенном виде они громоздки, а по надежности уступают дорожным моделям. В остальном - это обычный городской велосипед. Если есть задний переключатель скоростей, то из-за его низкого расположения кататься придется только по хорошим дорогам.
Очень привлекательна возможность посадить на складной велосипед десятилетнего ребенка - лет на пять хватит. У этой группы руль и седло имеют громадный запас регулировки, а маленькие колеса позволяют даже небольшому человечку легко спрыгнуть с седла. Складные модели очень распространены в городах благодаря малым габаритам при хранении (а в нашем климате хранить приходится минимум шесть месяцев в году) и невысокой цене - от 2500 до 6000 руб.
ГОРОДСКОЙ
Его предназначение - заменить автомобиль там, где позволяют погода, небольшие расстояния и наличие хороших дорожек. В наших краях этот тип получил очень скромное распространение - мало где все три необходимых условия присутствуют. Очень жаль. Такие велосипеды весьма удобны, обычно имеют маленькие колеса, коробку скоростей (не громоздкий переключатель, а настоящую коробку в задней втулке), от трех до семи передач, очень надежный ножной тормоз. Цены на машины этой группы сильно разнятся и, начинаясь от 6000 руб., могут превысить и 15 000. Многое зависит от комплектации и престижности.
ХАРДТЕЙЛ (HARD TAIL)
Так называется велосипед с одним передним амортизатором. Этот тип можно признать разумным компромиссом между спортом и комфортом. Среди велосипедов со спортивным уклоном таких сейчас большинство. В основном применяются 26-дюймовые колеса, тормоза только ручные - клещевые или дисковые. Стихия хардтейлов - слегка пересеченная местность и туристические маршруты, большая часть которых проходит не по дорогам с твердым покрытием. Массовые и вполне качественные модели можно приобрести за 6000-9000 руб.
ШОССЕЙНЫЙ
Не очень молодые люди помнят велосипед, который так и назывался "Старт-шоссе". Он создан для быстрой езды по шоссе и нигде больше. Все подчинено скорости. Большие колеса 27 дюймов обуты в тонкую узкую резину, почти без протектора. Посадка седока - сильно наклоненная вперед, уменьшающая сопротивление воздуха и быстро утомляющая. Диапазон изменения крутящего момента на заднем колесе по сравнению с другими многоскоростными велосипедами относительно невелик. Масса экипажа намного меньше, чем у других равновеликих велосипедов. Пожалуй, только на шоссейных колесах применяют бескамерную резину - трубки. Если захотите посоревноваться в скорости, купите шоссейный болид. Стоит он не менее 15 000 руб., а верхний предел теряется в облаках.
ДВУХПОДВЕСОЧНИКИ
Как следует из названия, у велосипедов этого типа оба колеса имеют пружинную подвеску, что ощутимо увеличивает вес и цену изделия. Какие же преимущества дает подвеска? При езде по очень неровной поверхности благодаря меньшему напряжению седока от тряски скорость будет существенно больше, а при неожиданном наезде на препятствие последствия не столь плачевны - основную силу удара примут на себя пружины. Для дальних поездок двухподвесочник нельзя назвать хорошим выбором: слишком большой вес. В магазинах вам продадут нужный товар по цене 9000-25 000 руб.
УЗЛЫ И ДЕТАЛИ
А теперь рассмотрим отдельные механизмы велосипеда, типов которых тоже существует великое множество.
Втулка. Стоимость втулок может различаться на порядок и более и отражает разницу в качестве. Только общее название роднит плохонькую, за 150 руб., со штампованным корпусом и незакаленными шарикоподшипниками с красавицей за 3000 руб., имеющую точеный корпус и подшипники отличного качества, надежно закрытые от пыли и грязи. Вполне приличные изделия начинаются от 500 руб. Ось у моделей для обычной езды может быть с продольным отверстием для крепежной шпильки и без такового для езды экстремальной.
Спицы. Их в колесе должно быть не меньше 36-ти для подростковых и взрослых велосипедов. Для серьезных испытаний лучше больше, максимальное количество спиц достигает 144.
Обод. Размер обода определяет свойства всего колеса. Чем колесо меньше, тем крепче. Чем больше диаметр, тем легче ехать и меньше трясет, больше накат (езда по инерции). Для туризма особых требований к ободам нет, вполне подойдут одинарные коробчатые, у них ширина обода больше высоты боковых опор резины. Для нагрузок потребуется двойной обод. В разобранном виде его можно узнать по утопленным гнездам для гаек спиц (ниппелей), а на собранном колесе ширина обода всегда меньше высоты боковых опор. На ободе лучше не экономить. Если появляется искривление обода - "восьмерка", даже на самом лучшем асфальте велосипед будет трясти, и это меньшая из бед. Главное, что, если у вас ручные клещевые тормоза, торможение становится прерывистым и неэффективным.
Шины. Шины с мелким частым протектором или почти без протектора с парой канавок по окружности обеспечат бесшумный плавный ход, но заскользят на мокрой дороге, траве, пыльной тропинке. Колеса с высоким рельефным протектором шумят при езде по асфальту, велосипед будет мелко дрожать, но на бездорожье проблемы исчезнут, появится устойчивость и уверенность движения. На новых колесах стоит достаточно хорошая резина, и нет нужды сразу ее менять. Важно лишь следить за отсутствием трещин, истиранием протектора и давлением в камерах. Нормальное давление для этих целей 2,5-3,0 атм. В зависимости от специфики вождения давление может сильно отличаться; так, для кросс-кантри колеса накачивают до 4,0 атм, а шоссейные колеса - до 10 атм - больше, чем у грузовиков и автобусов.
Щитки. Для спорта они не нужны, зато в обычной жизни просто необходимы. Без них у вас совершенно нет шансов вернуться с прогулки домой в приличном виде даже в сухую погоду.
Цепь. Полное ее название - велосипедная роликовая цепь, и бывает она двух видов. У велосипедов с переключателем скоростей цепь замка не имеет, на цепь экипажей без переключения скоростей ставится замок. Замок цепи - легкоразборное звено, при разъединении которого кольцо цепи размыкается. Цепь - вполне надежный механизм, но и она, бывает, подводит. Отказ особенно опасен на велосипедах с ножным тормозом. На спортивных велосипедах цепь натягивается автоматически, на дорожных надо делать такую операцию вручную.
Каретка. Это механизм обеспечения вращения ведущей шестерни или шестерен. При поломке или сильном износе каретки вращение педалей затруднено, слышны щелчки, скрипы, плохо переключаются скорости ведущих шестеренок. В запущенных случаях шатуны, задевая раму, могут проточить в ней дыры, по которым рама сломается при малейшей нагрузке. Каретки бывают двух основных видов: разборная - похуже и дешевле, естественно, более массовая и "кассета" (иначе - "моноблок") - дороже и гораздо надежнее. Разборная по замыслу ни в чем не должна уступать моноблоку, но при качественных комплектующих и тщательной обработке и сборке. Увы, такое встречается довольно редко.
Ось каретки. На ось надеты шатуны. Лучше, если концы оси четырехгранные или со шлицами. Шатуны на них держатся гораздо лучше, чем на концах с плоской проточкой для клина.
Шатуны. Так называются рычаги, которые передают усилия от педалей к оси каретки, а через нее - ведущей шестерне. Поломка шатуна - случай почти исключительный в неспортивной практике. Лучше тот шатун, который легче, но это относится ко всем прочим деталям.
Педали. В педалях тоже есть оси, вокруг которых они вращаются, а где есть вращение, очень желательно иметь настоящие подшипники, а не хилые втулочки. Лучше, когда педаль металлическая или хотя бы имеет металлический каркас.
Седло. При покупке на него лучше сесть и оценить удобство лично. Если потом изотрется - не беда, отдельно продаются седла великого множества моделей.
Руль. Тут тоже надо лично опробовать удобство посадки. Посмотреть, достаточен ли диапазон регулировки. Особенно это важно, если в семье растут дети. Нельзя выдвигать руль выше метки на трубе. Если нарушить это правило, руль может выскочить из гнезда или труба сломается прямо на ходу. Тех, с кем такое случится, можно только пожалеть.
Рулевой переключатель скоростей. Обычно их два: один заведует задним колесным переключателем и чаще всего имеет шесть-восемь позиций, соответствующих такому же числу положений цепи на задних звездочках; другой имеет две-три позиции и заведует положением цепи на ведущих звездочках. Переключатели бывают трех видов:
- "манетка" - барабанчик с хвостиком, на который действуют пальцем руки, чаще всего большим. Тип устаревший, применяется больше на детских байках;
- ревошифты (RevoShift), "продолжение ручки" - резиновое кольцо, вращая которое переключаем скорости. Очень распространенный вариант, хотя и немного грешит нечеткостью переключений;
- моноблок - переключатель, совмещенный с рычагом ручного тормоза. Переключения осуществляются при помощи двух рычажков: один - увеличивает номер скорости, другой - уменьшает. Очень удобная конструкция, четко переключает передачи, но стоит дороже двух других.
Задний переключатель скоростей (суппорт). Сложный и уязвимый агрегат, переводящий цепь с одной шестеренки на другую. Существует очень много моделей суппортов. За состоянием этого агрегата надо внимательно следить; плохо налаженный переключатель может попасть в спицы заднего колеса. Устройство будет безнадежно сломано, колесо заклинит и, возможно, лишится нескольких спиц; при этом произойдет неожиданное резкое торможение, которое может наделать много бед.
Передний переключатель. По принципу действия очень похож на задний, но состоит из меньшего количества деталей. Отказ не приводит, кроме неудобств, ни к каким печальным последствиям.
Тормоза. Они бывают трех типов.
Втулочные используются на дорожных недорогих моделях. Торможение происходит при вращении педалей назад, усилие ног передается цепью на втулку заднего колеса. Такие тормоза почти не требуют ухода и не поддаются регулировке. Или они есть, или их нет. Очень надежны и отказывают только при обрыве цепи или если их не чистили и не смазывали несколько лет.
Клещевые, или ободные, применяются в большинстве популярных моделей нижней и средней ценовых групп. Торможение обеспечивается прижимом тормозных колодок к ободу, когда велосипедист нажимает на руле тормозной рычаг, передавая усилие колодкам посредством троса. Механизм такого типа обеспечивает уверенное торможение только при внимательном регулярном и довольно квалифицированном уходе. Интенсивная эксплуатация потребует частой смены колодок, регулировки зазоров между колодками и ободом. Особенно чувствительны клещевые тормоза к "восьмеркам" на колесах. При искривлении обода никакая регулировка тормозов не поможет, нужен только ремонт колеса.
Дисковые тормоза не столь широко распространены, в основном из-за существенно более высокой цены. Особенно это относится к тормозам с гидравлическим приводом. От клещевых они отличаются тем, что колодки сдавливают специальный тормозной диск. Гидравлический тормоз намного сложней, зато требует гораздо меньших усилий на тормозном рычаге. Легкого нажатия достаточно, чтобы зафиксировать велосипед на крутом склоне или резко и точно остановить после трюкового прыжка. Действие дискового тормоза мало зависит от состояния обода, проезд через лужу его не ухудшит - важное преимущество перед клещевым.
Амортизаторы. Их наличие добавляет комфорта, но снижает точность управления. Если вы планируете ездить в бесснежное время, подойдут амортизаторы с пружинящим элементом из пластика, а если сезон не кончается с первым снегом или планируете большие нагрузки - газовые.
Рама - основная деталь велосипеда. Она определяет главные потребительские качества всего экипажа и его цену. Изделие со стальной рамой дешевле и тяжелее, чем изготовленное из алюминиевого сплава, которое в свою очередь уступит сделанному из карбона. Упрощенно можно сказать, что чем велосипед легче, тем он дороже и качественнее. Если производитель использовал высокие технологии при производстве рамы, будьте уверены, на других агрегатах и механизмах он экономить не станет. О том, что лыжи надо подбирать по росту и весу, знают очень многие. Правила подбора рам не так широко распространены. Попробуем восполнить этот пробел.
Следует знать, что любая модель велосипеда серьезной фирмы всегда выпускается нескольких размеров, соответствующих разным ростам велосипедистов. Размером рамы считается расстояние от оси каретки - оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем, измеряемое в дюймах (см. таблицу).
В тех магазинах, где продавцы ничего про эти таблицы не знают, нет и выбора разных размеров одной модели. Поэтому, если хотите сделать удачную покупку, поищите торговую точку, где продавцы не только слышали о размерах, но и располагают соответствующими таблицами.
Покупать велосипед нужно только полностью собранный и отрегулированный. Варианты покупки в коробке, со сборкой своими руками дома, стоит отметать сразу. Даже самые умелые руки не в силах исправить заводской брак или изготовить недостающие для сборки детали.
О гарантии стоит позаботиться еще в магазине. О том, что нужно внимательно проверять все необходимые подписи и печать магазина, знают почти все, а вот интересуются адресом сервисного центра немногие, полагая, что если в городе продается велосипед, то и гарантийная мастерская тоже близко. Между тем законодательство не обязывает производителя организовывать обслуживание своего товара в каждом городе. Может оказаться, что для гарантийного ремонта велосипед надо отправлять посылкой за пару тысяч километров на завод-изготовитель. Если случай будет признан гарантийным, технику починят и пришлют вам обратно, возместив почтовые расходы. Но даже если все пойдет "как по маслу", процедура займет минимум полтора месяца.
Следом за покупкой встает вопрос об обслуживании. Если вы сами будете обслуживать свою технику, надо обзавестись инструментами и (очень желательно) специальной литературой. Автомобильные ключи тоже пригодятся, но потребуются и специальные. В спортивных велосипедах многие детали крепятся болтами с внутренней шестигранной головкой; обычными ключами с такими болтами не совладать. Очень пригодится машинка для разборки цепи. Без одной плоской и одной крестовой отверток вам не обойтись. Камеры отлично ремонтируются набором заплат с тюбиком клея. Это необходимый минимум.
Чистота велосипеда имеет первостепенное значение. Велосипедная механика плохо защищена от грязи. Попавший в суппорт песок затрудняет переключение скоростей, вода вымывает смазку из подшипников и способствует появлению ржавчины. Очень хорошо мыть велосипед струей воды высокого давления. Особо засоренные места можно мыть кисточкой, смоченной раствором средства для мытья посуды, а потом смыть водой. Помыв, надо просушить велосипед на солнце или обычным феном. После мойки обязательно нужна смазка. Лучше всего - тефлоновая, в аэрозольной упаковке, потому что при использовании автосмазки на детали быстро налипают пыль и песок.
Совершенно необходимо оснастить экипаж светоотражателями - белым спереди и красным сзади. Фары для безопасности ничем не лучше отражателей, зато сложней и тяжелей.
Отправляясь в путь, не забудьте минимальный медицинский набор; пластырь, бинт, йод много места не займут. Если сердце не совсем здорово, добавьте еще сердечное лекарство.
Возить маленьких детей лучше всего в специальных сиденьях, крепящихся на раму. Одно плохо: рассчитаны они только на дорожные модели, для спортивных не годятся. Если предполагаете возить ребенка на багажнике, нужно не использовать штатный, а приобрести специальный усиленный. Вместо колесных гаек желательно установить специально изготовленные подножки.
Для самых пожилых велосипедистов, которым уже трудно удерживать равновесие, существуют взрослые трехколесные велосипеды. Конечно, на таком велосипеде не проехать по тропинке - он занимает много места; не помещается в лифте. Но дедушки и бабушки (особенно за рубежом) садятся и потихонечку едут по специальным велосипедным дорожкам в свое удовольствие. Жаль, что дорожек таких у нас немного…
Велосипед дает возможность коллективного отдыха и развлечений. В нашем дачном товариществе я устраивал праздник "Прощай, лето" и велосоревнования между ребятами. Дети выкладывались на всю катушку. Все получили маленькие призы: малыш, самостоятельно одолевший на своих трех колесах половину дистанции, - за настойчивость, девочка - за самый веселый смех. Даже гонщик, уехавший "не туда", получил свой приз - за любознательность.
Словом, раздумывая, покупать велосипед или нет, - не сомневайтесь. Он подарит вам множество чудесных ощущений и новых друзей. К тому же без вредных привычек.
"Наука и жизнь" о велосипедах:
Велосипед для езды стоя. - 1973, № 7.
Велосипеды, на которых побеждают. - 1991, № 7.
Ляхов В. Дружелюбный велосипед. - 1993, № 7.
Добровольский А. Велосипед начинается со втулки. - 1995, № 7.