В журнале "Наука и жизнь" № 6 за 1986 год я прочитал о том, что Народный комиссариат обороны постановил в 1941 году расширить выпуск снарядов для "Катюши", используя для этого даже неспециализированные предприятия. На одном из таких предприятий выпускал снаряды и я.
До войны я жил в
поселке имени Шмидта под Самарой
(тогда это был город Куйбышев),
учился в 10-м классе
39-й средней школы. В начале войны 10-й
класс дважды выезжал на уборку
картофеля. Когда в конце октября мы
вернулись из колхоза, мой друг Женя
уговорил меня бросить школу и пойти работать
учеником токаря на завод. Это были
электромеханические мастерские, но
в начале войны их преобразовали в
завод "Красный Октябрь".
Завод выпускал головки для снарядов "Катюши" (у нас это называлось изделие № 10). Со станкостроительного завода были получены новые токарные станки СП-173, в цехе их быстро установили на фундамент. Ученикам поручили отмывать эти станки от консервации. Мы делали это с большой любовью: отмывали от густой смазки станины, суппорт, заднюю и переднюю бабки, патрон и другие детали, ласково трогали и крутили рукоятки.
Вскоре начали прибывать из других городов рабочие-токаря. Нас прикрепили для обучения к квалифицированным рабочим. Учеба проходила в спешном порядке, и вскоре мы начали работать самостоятельно. Было мне в то время шестнадцать с половиной лет, а рост у меня был маленький. До решеток управления я не доставал, поэтому на решетку ставил ящик. Таких рабочих было много, и про них ходила шутка: "За станком работал человек и вдруг куда-то исчез. А он просто слез с ящика".
Работали мы в две смены: с 8 утра до 8 вечера и с 8 вечера до 8 утра. После каждой недели смены менялись, но если с выполнением программы было туго, то работали без пересменки еще неделю, а то и две, так как перед пересменкой нужно было дать выходной. В первые годы войны на заводе ввели затемнение, и в ночное время в помещении было очень душно.
На заводе я хорошо освоился и уже через год мог работать на трех станках. За хорошую работу нашему цеху вручили Знамя полка, которое находилось в нашем цехе до конца войны. Вручавший знамя военный сказал: "Дорогие товарищи, давайте больше нам ваших "гостинцев" - немцы от них бегут".
С тех пор прошло 58 лет, но я хорошо помню начальника цеха Павла Ивановича Казакова. Он был прекрасным организатором.
Всю войну я проработал на этом заводе, а после войны пошел учиться.
Своего близкого друга Женю во время войны я потерял. Он уволился с завода и ушел на фронт. А через девять месяцев его мама получила похоронку.