Не стесненный жестким противодействием партнера шахматный композитор может воплощать на доске причудливые и оригинальные комбинации и включать в замысел маневры, которые могли бы вызвать не только чисто игровые образы. В композиции очень популярны самые разнообразные геометрические идеи, когда ходы главных действующих лиц вычерчивают на доске четкие графические узоры, всегда впечатляют и запоминаются дуэли фигур. Любят шахматисты и так называемые скахографические задачи, в которых начальное расположение фигур образует какой-то рисунок, знак или символ. Сегодня речь пойдет о сюжетах, игровой подтекст которых может вызвать ассоциации с хорошо нам знакомыми реальными и мифическими представителями нашей фауны.
Вот уже много лет любителей шахмат радует следующая малютка с некомплектным материалом. Хитроумные и слаженные действия тройки "рысаков", безусловно, впечатляют и создают образ характерного "танца маленьких лошадей".
№ 1. Г.БОЛТОН 1841
(Иллюстрация 1)
1.Ke4! Крf5 2.Крe3 Крe5 3.K6g5 Крf5 4.Kf3 Крg4 5.Kd4 Крh4 6.Kf5+ Крg4 7.Kg7 Крh4 8.Крf2 Крg4 9.Kg6 Крh3 10.Kf6 Крh2 11.Kf4 Крh1 12.Kf5 Крh2 13.Kg4+ Крh1 14.Kg3?. Сменяя горизонтальные узоры (после 5-го хода) на вертикальный (после 12-го), белые кони искусно загоняют в угол черного короля.
В середине 50-х годов известный этюдист Гиа Надареишвили предложил тему "Мхедрули", что в переводе с грузинского означает коневая. Тема посвящена разработке четкого взаимодействия коней, позволяющего образовать вечное (или частичное) нападение на короля. На редкость изящно тема воплощена в № 2.
№ 2. Г.НАДАРЕИШВИЛИ
III приз, "Тhemes-64", 1958
(Иллюстрация 2)
Ничья
1.Kb4+ Крa5 2.Kc6+ Крa4 3.Kb6+ Крa3 4.Kc4+ Крa2, и пуанта этюда 5.Cf3!, вынуждая 5...Ф:f3 (5...Фf8+ 6.Крh7 Фf7+ 7.Крh8 Ф:c4 8.Cd5! Ф:d5 9.Kb4+ 10.K:d5 с ничьей) 6.Kb4+ Крa1 7.Kc2+ Крa2 8.Kb4+ - позиционная ничья.
Нередко композиторы обращаются и к "обезьяньей " теме, суть которой в точном повторении одной из сторон маневра другой.
№ 3. Д.КУТЦБОРСКИЙ
I приз, "Deutsche
(Иллюстрация 3)
Schachblatter", 1976
Мат в 5 ходов
1.Kd5! с угрозой забрать слона - 2.K:c3 - 3.Cd4?. Черные отвечают тем же - 1...Kd3! Слона приходится убирать, но точно так же поступают и черные. 2.Ca7 Ca1!, и здесь белые хитрят - 3.Kb6! Kb2!? Возникла исходная позиция, только слоны сместились на линию а, причем черный оказался перекрыт своим же конем. Белые незамедлительно используют это обстоятельство - 4.K:d7+ C:d7 5.Cd4?!
№ 4. К.КОККЕЛЬКОРН,
Й.КОТЦ, 1911
"Festschrift AS Munchen"
(Иллюстрация 4)
Мат в 4 хода
1.Фf7! - 2.Kd3+ Крd1 3.Фb3?, 1...Cd5 2.Фa7 Лa4 3.Фh7! Лe4 4.Фh1?, 3...Ce4 4.Фh4?. Синтез фронтально -диагональных перемещений ферзя и тематических черных фигур, завершающийся их взаимным перекрыти ем на поле е4, впервые был украшен так называемыми критическими ходами черных (1...Cd5 и 2...Лa4). Авторы предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ) с двойным подтекстом: "одна ласточка не делает весны" (с призывом к коллегам исследовать такой маневр) и графической интерпретацией "ласточкина хвоста". Позднее немецкие составители использовали девиз как название своего журнала по шахматной композиции.
№ 5. Т. НИСЛЬ
I приз, "Deutsche
Schachzeitung", 1941
(Иллюстрация 5)
Мат в 6 ходов
1.Лg6! - 2.Л:f6, 1...Ch8! 2.Лg7! - 3.Фc1+ Лb1 4.Фc3+ Лb2 5.Лg1?, 2...С:g7 3.Фg1+ Лb1 4.Ф:g7+ Лb2 5.Фd4! Крb1 6.Фd1?. Замысел этой задачи получил название "мышеловки " - белые загоняют в угол слона, а потом ходом 2.Лg7! защелкивают "дверцу". Этот сюжет иногда зловеще называют и "гильоти ной".
№ 6. Й. БРОЙЕР
1938
(Иллюстрация 6)
Мат в 5 ходов
1.0-0-0! - 2.Л:d6, 1...d5 2.Лf1! f5 3.Лe1 e5 4.Л:e5 - 5.Лe8?. Если ладью g7 переставить на f7, то задача решается по-другому: 1.Лa3! h5! 2.Лf3! f5 3.Лg3 g5 4.Л:g5. Еще один популярный маневр ладьи, пытающейся прорваться сквозь пешечный строй. Он напоминает известную игру на 64-клеточной доске "волки и овцы".
№ 7. Г. ГОМОЛУХ
Приз, "Hamburger
Problemnachrich.", 1947
(Иллюстрация 7)
Мат в 4 хода
1.Кf3! Кр:f3 2.Kf4! Кр:f4 3.Ce4! Кр:e4 4.Фg4?! Король, как "удав", заглотил одного за другим трех белых "кроликов ", которых удачливый охотник-ферзь использовал как приманку.
Образ меняющего свою окраску хамелеона широко используется в журналистике. Очень распространен он и в композиции. Эхо-хамелеонными называют идентичные матовые картины, отличающиеся лишь цветом поля, на котором стоит черный король.
№ 8. Й. ПОСПИШИЛ
1897
(Иллюстрация 8)
Мат в 3 хода
1.Ke7! Кр:c4 2.Kc6 Крc3 3.Фc1?, 1...Kрe5 2.Kd5 Крf5 3.Фh5? - точные эхо-хамелеонные маты, создаваемые тандемом коней и ферзем. 1...Kрc3 2.Фc1+ Крd4(b4) 3.Kc6? - традиционный третий вариант с правильным матом.
Из греческой мифологии нам известна птица Феникс, которая при приближении смерти сжигала себя, чтобы возродиться потом молодой и обновленной.
№ 9. М. КАЙО
III поч. отзыв, Мемориал
З.Бикоса, 1991
(Иллюстрация 9)
Кооперативный мат
в 2 хода. 2 решения
1.C:h3 h8Л! - черные забрали белую ладью, но она вновь появляется на доске! 2.Кр:c3 Л:h3?, 1.Л:e6 c8C! 2.Кр:c4 C:e6? - двукратное выражение темы "феникс".
И для самостоятельного решения предлагаем вам сказочную задачу "Змей Горыныч", в которой для выполнения задания надо одновременно заматовать ("отрубить головы") всех трех черных королей!
№ 10. Я. ВЛАДИМИРОВ
"64 - ШО", 1989
(Иллюстрация 10)
Мат в 3 хода