№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ТУННЕЛЬ ЛОНДОНСКОЙ ПОДЗЕМКИ СНАЧАЛА ПРОЕКТИРОВАЛСЯ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА

В. ПИКУЛЬ. Предвестники Московского метро. "Метро" №№ 3-4, 1995. В. ПИКУЛЬ. Проекты подземных дорог старого Петербурга. "Метро" № 6, 1995.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Принцип действия проходческого щита Брюнеля сохранился и в самом современном оборудовании. В 1868 году в состав лондонской подземки был включен новый участок. В него вошел действующий подводный туннель под Темзой. Построенный за 26 лет до этого, он был существенно старше всего лишь пятилетнего по возрасту метрополитена.

Любопытно, однако, что проект этого подводного туннеля создавался поначалу вовсе не для Лондона, а для Санкт-Петербурга, то есть не для Темзы, а для Невы. При этом договор на его разработку заключал с его автором - Марком Брюнелем - сам русский царь Александр I. Ему, посетившему в 1814 году Лондон, был представлен французский эмигрант и военный инженер, член Лондонского королевского общества Марк Изамбар Брюнель, и задумавший благоустроить свою столицу царь предложил ему соединить Васильевский остров с Адмиралтейской стороной.

В начале 20-х годов Брюнель представил готовый проект и даже в двух вариантах: мостовом и туннельном, поскольку предполагал, что опоры моста могут при ледоходе разрушаться. Но строительство туннеля в Петербурге так и не началось: в 1825 году Александр I умер, а пришедшему ему на смену Николаю I было не до того. И тогда Брюнель, оставшись в Лондоне и получив поддержку герцога Веллингтонского, переработал свой проект для Темзы, которая, как оказалось, во многом сходна с Невой.

Пригодилось для строительства туннеля под Темзой и оборудование, изобретенное еще для Петербурга, - первый в мире туннелепроходческий щит. В передней его части располагался поворотный диск с винтовой поверхностью, внешне напоминавший щит древнего воина (отсюда и название). Вращаясь, этот диск резал грунт и таким образом продвигался вперед. И поныне в самых современных проходческих щитах сохранен тот же самый принцип действия.

А туннель в Лондоне строился 17 лет, и трудности при его строительстве возникали чрезвычайные. Какими бы оказались они под Невой, так и осталось неизвестным.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Рефераты»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее