Совсем недавно в книж-ных магазинах Екатеринбурга, в ларьках и музейных лавках появились книги, посвященные старым промышленным центрам Урала — Соликамску, Кунгуру, Нижнему Тагилу, Чусовому. Хорошо изданы. Прекрасно иллюстрированы. И — главное — представляют Урал не только как великий завод, но как жилую, любимую землю. Книги изданы независимым Институтом истории материальной культуры — общественным объединением, созданным совсем недавно, в 1995 году. В институте работают всего несколько человек. Три историка, два художника, фотограф, менеджер — сложившийся авторский коллектив. Сейчас институт трудится над созданием серии, приуроченной к 300-летию уральской металлургии, так что вслед за книгами о Тагиле и Чусовом ожидаются работы о Лысьвен-ском и Северском заводах... Это — ближайшие планы.
Художественный альбом “Земля Святого Симеона” (Екатеринбург, 1998 г.) принадлежит к числу изданий, читаемых и с интересом, и с удовольствием. Альбом вышел в свет прошлой осенью, к 400-летию Верхотурья. О Верхотурье и писать-то нелегко, а уж показать его в фотографиях вообще невероятно трудно: слишком велика духовная насыщенность места. Давняя история Верхотурья — первой таможни и первого сторожевого поста на дороге из центральной России в Сибирь — изрядно подзабыта, осталась только в летописях и документах. Слава монастырского центра и опоры православия на Урале сознательно разрушена в ранние советские годы. Монастыри были разогнаны, многие храмы лежали в руинах, а десятки тысяч паломников, приходивших прежде со всей России поклониться мощам верхотурского Святого Симеона, стали легендой, притом малоправдоподобной, ибо Верхотурье было маленьким (около 10 тысяч жителей) городком.
Говоря о сложностях создания книги про Верхотурье, нельзя не сказать о том, что обычные, отработанные “уральские” подходы и художественные решения в данном случае бессильны: великая слава опорного края державы почти не коснулась Верхотурья. Город этот никогда не был центром горнорудной и железоделательной промышленности, здесь не добывали золота, не гранили бесценных самоцветов. И легенды о Святом Симеоне не похожи на традиционные уральские легенды: не горщик он и не мастеровой — шубы шил, людей лечил, молился за них... Только этого не разглядишь, фотообъективом не поймаешь.
Авторы книги — И. Бердюгин (художественная концепция и специальная фотосъемка), Е. Логунов и В. Шкерин (текст), Т. Болотова и Ю. Болотов (оформление и макет), И. Демьяненко (менеджер проекта) — доверились животворной силе самого места и представили нам Верхотурье как оно есть: развалины и строительные леса, деревья и купола, кресты и травы, существующие рядом и, в сущности, равновеликие. Фотомастер, похоже, обрел признаваемые всеми особенности верхотурского зрения, когда глаз как физический прибор уже бессилен, а видят память и дух.
Сейчас Верхотурье восстанавливают. Но “восстановительная” тематика не является в альбоме основной. Замысел серьезней и глубже: показать Верхотурье живущим всегда, во все времена. Именно это заставляет по-новому радоваться его возрождению: мы восстанавливаем не разрушенные здания, но вечный порядок, по которому и должны жить земля и на ней человек.
Книга великолепно издана — тоже знак почтения к святому месту. Обложка — цвета золотого самородка, роскошный и строгий форзац: старинная карта Урала, на коричневом фоне — Тура, а на ней кремль и купола — Верхотурье...