Млекопитающие амфибии

Червяги кормят детёнышей «молоком»

Кольчатая червяга. Фото: Dias, I / Wikimedia

Червяги очень похожи на дождевых червей, но это совсем не черви, это безногие земноводные, а значит, их ближайшие родственники – жабы, лягушки, саламандры и тритоны. Червяги живут в тропиках и субтропиках, роясь в почве и лесной подстилке; как и все земноводные, они любят, чтобы было влажно. Они изучены не очень хорошо, однако про их размножение известно довольно много любопытного. Среди червяг есть те, которые откладывают яйца – то есть яйцеродящие, и есть те, которые вынашивают сформировавшиеся яйца в себе, дожидаясь, пока из них вылупятся детёныши – то есть яйцеживородящие. При этом детёныши, вылупившиеся из яиц в теле матери, питаются чем-то, что похоже на молоко.

В недавней статье в Science сотрудники Института Бутантан пишут, что «молоком» кормят потомство и те червяги, чьё потомство выводятся из отложенных яиц. Во всяком случае, так происходит у кольчатой червяги Siphonops annulatus (которая, кстати, может вырастать до 40 см). На неё обращали внимание и раньше: её детёныши остаются на какое-то время с матерью, объедая её верхние слои кожи. Но материнскую кожу они едят примерно раз в неделю, и странно было бы предполагать, что маленьким червягам этого хватает. Исследователи нашли шестнадцать гнёзд, в которых были червяги с потомством, и снимали их на камеру – всего получилось более 200 часов видео. Оказалось, что червяги-детёныши время от времени пьют жидкость, которая выделяется из материнской клоаки. На самом деле, подобное поведение у кольчатых червяг наблюдали и прежде. Но сейчас, во-первых, удалось показать, что это обычное поведение, а не что-то исключительное, во-вторых, что жидкость из клоаки богата жирами и углеводами – то есть она питает потомство, подобно молоку зверей. Червяги производят своё «молоко» специальными железами в фаллопиевых трубах, и оно получается у них в три раза жирнее коровьего. В-третьих, детёныши пищат и щёлкают, а также тычутся головой в материнскую клоаку, выпрашивая «молоко». При этом они не пренебрегают и кожей, когда её в очередной раз становится можно отщипнуть.

В общем, хотя вскармливание потомства молоком считается характерной чертой млекопитающих, или зверей, есть и другие животные, которым эволюция дала схожую способность. Кроме червяг, можно вспомнить и птиц. Фламинго, некоторые голуби, пингвины и попугаи тоже кормят птенцов чем-то вроде молока: так называемое зобное молоко птиц представляет собой творожистый секрет, выделяемый эпителием зоба и мало похожий на молоко зверей. А ещё кроме птичьего и червяжьего «молока» есть паучье: несколько лет назад мы писали, что у пауков-скакунчиков новорождённые (нововылупившиеся) детёныши пьют некую жидкость, которая выделяется через половые каналы самки; без этой жидкости паучатам приходится очень плохо. В паучьем «молоке» содержится в четыре раза больше белков, жиров и углеводов, чем в коровьем, и, скорее всего, «молоко» пауков-скакунчиков представляет собой просто сжиженные яйца, которые пошли на корм.