Ультразвуковая маскировка

Жуки-скакуны отпугивают летучих мышей «невкусным» ультразвуком

Скакун китайский – один из «ультразвуковых» жуков-скакунов. Фото: Neil Dalphin / Flickr.com

Летучие мыши ищут еду ультразвуковым эхолотом, а еда – преимущественно разнообразные насекомые и другие членистоногие – пытаются этому эхолоту что-то противопоставить. Есть те, которые просто стали ядовитыми или, как минимум, невкусными. Есть те, что научились слышать сигналы летучих мышей, чтобы вовремя прятаться. У некоторых бабочек чешуйки и волоски на теле работают как звукопоглотители – они просто не дают ответного эха, по которому летучая мышь может их найти. Есть бабочки, у которых на крыльях отрастают длинные «хвосты» – они сбивают летучих мышей с толку.

В недавней статье в Biology Letters говорится про несколько видов жуков-скакунов, которые, заслышав ультразвук летучих мышей, отвечают своим ультразвуком (звуки они издают, задевая крыльями о жёсткие надкрылья). Жуки-скакуны – группа жужелиц, очень быстро бегающих, очень хорошо летающих и очень хорошо видящих, но от летучей мыши им не убежать и не улететь. Поскольку скакуны нередко накапливают в себе разные неприятные вещества, то исследователи предположили, что ультразвуком они просто предупреждают летучих мышей, что их есть не стоит.

Однако в лабораторных экспериментах летучие мыши очень охотно ели скакунов. Даже если эти жуки и невкусные, то явно не для летучих мышей. Тогда исследователи сравнили, на чей ультразвук похожи сигналы скакунов, и оказалось, что они похожи на сигналы бабочек медведиц. Медведицы заведомо невкусны для летучих мышей, те об этом знают, и бабочки научились их предупреждать, чтобы они к ним не летели. Жуки-скакуны, которые звучат «по-бабочкиному», ведут ночной образ жизни, и их ареал перекрывается с ареалом медведиц, значит, местные летучие мыши в курсе, что это за звуки, и поэтому маскировка под медведиц будет эффективной. Есть другие бабочки, сами вполне съедобные, которые маскируются ультразвуком под невкусные виды. Но среди других насекомых до сих пор не было известно никого, кто использовал бы ультразвук как защиту от летучих мышей, либо честно заявляя о своей несъедобности, либо притворяясь кем-то другим.