№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Антарктическая зелень

Антарктида постепенно зеленеет

Мхи на одном из островов Южных Шетландских островов, расположенных в 120 км к северу от Антарктического полуострова. (Фото: Dan J. Charman, University of Exeter)

Сотрудники Эксетерского университета и Британской антарктической службы сравнили, как за тридцать пять лет менялся вид Антарктического полуострова из космоса. Полуостров выдаётся на север к Южной Америке, и климат на нём должен быть не так суров, как на остальном материке – во всяком случае, в самых северных его зонах. Исследователей интересовала растительность. Растения поглощают много красного света и отражают много инфракрасного, и на спутниковых снимках по поглощению и отражению разных световых волн можно увидеть, где растений было больше, а где меньше.

Снимки охватывали время с 1986 по 2021 года, хотя и с несколькими перерывами, впрочем, небольшими (самый большой пришёлся на 1992–96 гг.). И если в 1986 году растительность занимала менее 1 км2, то к 2021 году она распространилась почти на 12 км2. Антарктическая зелень разрослась почти в четырнадцать раз. Наиболее резкое позеленение Антарктики случилось между 2016 и 2021 – тогда территория с растениями увеличилась более чем на треть.

Связывают это, естественно, с глобальными климатическими изменениями, которые заставляют льды отступать. Но не стоит думать, что двенадцать зелёных квадратных километров полуострова занял лес или цветущий луг. То, что там растёт – это преимущественно мхи. Они могут закрепляться буквально на голых камнях; потом, когда на камнях появится более-менее устойчивый слой почвы (в том числе благодаря мхам), можно ожидать появления других, более сложных растений. Но как быстро это произойдёт в Антарктике, и произойдёт ли вообще, сказать трудно.

Результаты исследований опубликованы в Nature Geoscience