№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Фаги в ванной

На зубных щётках и душевых лейках нашли более полутысячи вирусов

Электронная микрофотография бактериофага Т4. (Фото: David Gregory & Debbie Marshall / Wellcome Collection

Сотрудники Северо-Западного университета пишут в Frontiers in Microbiomes о сотнях вирусов, которых можно найти в ванных комнатах – на зубных щётках и лейках для душа. Сразу нужно сказать, что речь идёт только о бактериофагах, то есть о вирусах, специализирующихся на бактериях, а не на нас. Зубные щётки и лейки для исследования дали волонтёры; щёток в итоге оказалось 36, леек – 92. Вирусы искали по генам, то есть анализировали ДНК, которую можно было собрать мазком с предмета. Нашли их 614 «видов» (с вирусами понятие вида нужно использовать с осторожностью), хотя далеко не для всех «видов» генетические следы были одинаково надёжны. Многие из фагов оказались доселе неизвестными; впрочем, с вирусами это обычное дело.

Попутно с фагами искали и бактерий. С одной стороны, условия в ванной комнате кажутся весьма благоприятными для микробов, здесь обычно тепло и влажно. С другой стороны, и температура, и влажность в ванной довольно сильно меняются – всё-таки водные процедуры даже в больших семьях не длятся сутками напролёт. В целом разнообразие и количество фагов соответствовало разнообразию бактериального сообщества, хотя далеко не всегда для вирусов на зубной щетке или лейке удавалось найти бактериальных хозяев. Больше всего среди фагов было тех, которые специализируются на микобактериях. К ним относятся возбудители туберкулёза, проказы, сложных лёгочных инфекций и некоторых других заболеваний, хотя патогенны для человека далеко не все виды микобактерий. Отдельно исследователи отмечают исключительное разнообразие вирусов с разных предметов: состав бактериофагов с одной зубной щётки мог никак не пересекаться с бактериофагами с другой зубной щётки. Возможно, некоторые из новых «ванных» фагов пригодятся в биотехнологии и медицине, например, в борьбе с лекарственноустойчивыми бактериями. Обычно, когда говорят о каких-то неведомых микробах, кажется, что они должны жить в чём-то вроде вечной мерзлоты, или на неизведанных океанских просторах и глубинах – но, как видим, массу интересного в этом смысле можно найти в обычной ванной комнате.