Синичий ум
На новом месте синицы присматриваются к старожилам
Многие животные учатся друг у друга – не только обезьяны с попугаями, но и выдры, и поссумы, и шмели. Чтобы чему-то научиться, нужно посмотреть, как это делает другой, и попробовать повторить за ним. Но ведь животные не проводят всё своё время, наблюдая друг за другом. Желание научиться чему-то зависит от разных факторов. Например, если речь идёт о еде, которую нужно добыть каким-то хитроумным способом, то тут будет очень кстати, если удастся увидеть, как её добывают более знающие товарищи.
Сотрудники Института поведения животных Общества Макса Планка пишут в PLOS Biology, что весомой причиной, которая заставляет присматриваться к чужому опыту, может стать переезд на новое место. Эксперименты ставили с большими синицами, которых поймали в природе; поделив их на две группы, к ним подсаживали синицу-тренера, которую заранее обучили добывать еду из специального ящика. В ящике была особая дверца, которую надо было двигать слева или справа. Еду можно было получить, открывая хоть так, хоть так, просто синиц обучали обращаться с ящиком по-разному. В одну группу подсаживали «тренера слева», в другую – «тренера справа».
Потом часть обученных «правых» синиц пересаживали в вольер к «левым», и наоборот. На новом месте синицы могли бы сначала попытаться открывать ящик так, как они научились у себя дома (тем более, что еду они бы в любом случае получили). Но оказалось, что большинство из них предпочло забыть, что было на прежнем месте: 80% синиц после переезда сразу стали открывать ящик так, как это делают местные, без единой попытки сделать по-старому. Несмотря на то, что ящик был тот же, приезжие синицы всё же рассудили, что местным лучше знать, как с ним обращаться. Можно, конечно, предположить, что у синиц от переезда случилось какое-то наитие, и они сами решили на новом месте вести себя иначе, но всё-таки социальное обучение здесь выглядит наиболее правдоподобным объяснением.
Большую роль играла именно новизна места. В некоторых случаях синиц переносили из вольера в вольер, но новое место делали очень похожим на старое: и там, и там, было одинаковое оформление, листва была одинаковой густоты, в одинаковых местах и т. д. И вот на таком «новом старом» месте только 25% «приезжих» считали нужным присмотреться к тому, как ведут себя местные. Количество угощения меняли: местные, открывая ящик по-своему, получали его больше – но новые синицы в большинстве всё равно довольно долго открывали ящик так, как их обучили до переезда. Опять же, если бы синицы могли рассуждать, можно легко представить их мысли: мы переехали туда, где всё такое же, как было на старом месте, так есть ли смысл присматриваться к местным жителям и менять свои привычки?