Страницы: 1 2 След.
RSS
Самообразование как форма существования, бытия человека, Насколько важно самообразование, из чего складывается его значимость, и как оно связанно с постоянным развитием информационного пространства.
Образование и самообразование издавна являлись важными областями человеческой деятельности, формировали духовное в людях, становясь формой человеческого бытия. Что из этих двух сфер является более значимым; играют ли они одинаковую роль, либо разную роль для каждой отдельной личности, отражая внутреннюю свободу человека.

Постоянное развитие, которое диктует современная жизнь с всё более ускоряющимся временем, процессом накопления знаний, предполагает постоянного совершенствования различных возможностей интеллекта, освоения методов продуктивной работы с информацией.

Самообразование также нивелирует  негативные стороны «массового общества» и всемирной глобализации через постижения духовных ценностей, принятым сознательно, а не навязанными извне. Без самостоятельных усилий невозможно воспитать в себе и перенять нравственность, как и нельзя без постоянного самосовершенствования сохранить её.


Опыт предыдущих поколений, видение мира другими представителями общества — без этого невозможно достичь той умственной и духовной силы, которую требует от индивида время, нельзя.  Это видится и в словах Белинского В.Г.: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование». Возможно только приобщиться к безликой, манипулятивной массе, названной «массовым обществом», подробное рассмотрение которого можно найти у Х.Ортега-и-Гассета .

Несмотря ни на что, в постиндустриальном обществе больший вес приобретают знания, а не материальные ценности.

Подобные тенденции сами по себе предполагают иную форму существования человека, другие способы взаимодействия со знаниями. Эти же информационные технологии не только возможности дают людям, но и ставят заслоны в духовной стезе: у многих просто не остается времени. Рей Брэдбери давно высказывал подобны предостережения: «...ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».



И всё же сила самообразования только возрастает в подобном опасном с точки зрения духовности информационном обществе, оно должно выступать щитом и одновременно ключом по отношении к постоянно появляющимуся знанию.

Сегодня требуется не только достижение гармоничного положения человека в обществе, сбалансированного развития самого общества, но и необходимость переосмыслять историю в поисках былых ошибок. Постижение нашего прошлого — одна из форм самообразования, ведь если не проявлять хоть малейший интерес к этой области знания, то преодаление былых ошибок невозможно. И не простое запоминание фактов должно быть главным, а попытка разобраться в закономерностях этих фактов; простые, разрозненные события легко забыть, но, связанные логической фабулой, они оставят свой след в ментальности и культуре человека.

История. Но не только история, философия, культурология; и другие науки, другие области знания, постигаемые или в большой или в малой степени человеком расширяют кругозор, заставляют намного глубже понять мир; всё это позволит не только сообразовываться человеку, а далее в широком ракурсе преодолеть будущие глобальные проблемы, отринуть навсегда возможность существования «массового общества» в явном виде.

Следует вновь вернуться к вопросу о возникновении в человеке самого того чувства  и истоков внутреннего побуждения  к образованию. Эти истоки скорее всего восходят к желанию человека постоянно развиваться, острее ощущать мир, пренебрегая пустыми развлечениями, удовольствиями. Именно тогда, когда тяга к многостороннему познанию превысит простые эмоциональные побуждения, когда наблюдение, созерцание станет важнее, чем простой отдых, когда в человеке возникнет неостановимая потребность искать что-то новое в себе, в других, во многом, тогда и появяется истинная тяга к образованию.

И уже из этого внутреннего импульса возникает дифференциация образования; самообразование и обычное образование как две большие области обвоения, приобщения к знаниям исходят из потребностей индивидов, в помощь им. О подобной дихотомии говорил еще Луначарский: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.» Другое у него же:  «Пока человек жив, хотя бы седины покрывали его голову, он может, хочет и должен получать образование, и таким образом всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы, есть процесс внешкольного образования.»

Невозможность гармоничного образования без самообразования очевидна. Каждая из этих двух частей взаимосвязана с другой, у каждой разные роли. Школьное, академическое образование должно давать стимул к собственному освоению человеком информации, давать осознание актуальности  того или иного аспекта знаний (применительно к профессии). Самообразование позволяет закрепить усвоение действительно нужной информации, а после окончания учебного заведения восполняет жажду самосовершенствования, не позволяя человеку застыть без развития.


Нельзя забывать о ускоряющемся процессе глобализации, взаимодействии культур, информации. Сами пространственные границы в информационном поле смываются, оставляя только слабые ментальные и рациональные границы человеческого восприятия. Знания производятся все в большем объеме - именно в процессе производства знаний стерты практически границы, и, как следствие, для всё более сложных знаний нужны усложненные подходы их освоения. Здесь самообразование неоценимо. Человек путешествуя в информационном пространстве не усваивает все (это невозможно), а выбирая только нужное, отвечающее его профессиональным и духовным потребностям.

Нас уже почти семь миллиардов, нужно учиться взаимодействовать на более высоком уровне, чтобы избежать неразрешимостей в противоречиях и действовать, конечно, сообща.
Волга впадает в Каспийское море...  лошади кушают овес и сено ... без пищи человек не может существовать ....
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
Цитата
Александр Жирнов пишет:
Человек путешествуя в информационном пространстве не усваивает все (это невозможно), а выбирая только нужное, отвечающее его профессиональным и духовным потребностям.
Это особенно интересно рекламщикам.
Цитата
Александр Жирнов пишет:
Самообразование позволяет закрепить усвоение действительно нужной информации,
Еще бы кто знал, что будет нужно завтра.
Смотри футурологи.
Цитата
Александр Жирнов пишет:
Невозможность гармоничного образования без самообразования очевидна.
Интересная  мысль. Образование, как не изменяемый пакет знаний.
Изменено: Техрук - 13.04.2011 10:22:46
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Цитата
Петр Тайгер пишет:
Волга впадает в Каспийское море... лошади кушают овес и сено ... без пищи человек не может существовать ....
Гораздо более наполнено содержанием, чем предыдущий пост.
Ощущение такое, что Александр Жирнов взял большую цитату из дипломной работы, либо из кандидатской советского образца.
Для более живого общения необходимо заменить образование на обучение.
Все большее число людей пытается найти удовлетворение внутри себя. Различные люди называют это по разному: личностное развитие, личностный рост, самовоспитание, Согласно замечательной книге Петерса Рассела "Просыпающаяся планета", область личностного развития растет и удваивается примерно каждые четыре года. Каждый из нас находит свой путь, и порой мы даже не осознаем, что уже делаем это. Может быть, вы заметили, что неожиданно стали осознавать больше различных паттернов поведения. Вероятно, вы обнаружили, что стали все больше осознавать свои собственные мысли и мыслительные процессы, замечая, какие из них помогают вам, а какие являются просто тенями прошлого. Вы играете с изменением содержания своих мыслей, вы играете с изменением формы своих мыслей и удивляетесь воздействию сделанного вами открытия о том, как создавать больше эмоциональных возможностей для себя и других.  Вероятно, вы уже открыли для себя необычайную эффективность развитой привычки определять результат, думать о проблеме как о возможности для исследования, делать нечто, отличающееся от того, что не работает, и учиться новому и волнующему.
Возможно, вы замечаете, что стали чаще догадываться о том, что происходит внутри других людей, и начали чаще доверять своей собственной интуиции. Происходит так, как будто ваше подсознание интегрируется само по себе с вашими новыми знаниями и новые связи развиваются между вашим сознанием и неосознаваемой мудростью. Как будто открывая себя вновь, вы все больше осознаете важные вещи в себе и близких вам людях.
Прислушиваясь к своему внутреннему диалогу, вы обнаруживаете, что применяете метамодельные вопросы, что ваше любопытство растет по мере того, как вы все больше узнаете о своих собственных убеждениях, и вы продолжаете заменять ограничивающие убеждения на те, которые дают вам возможность становиться все более похожим на того человека, которым вы всегда так хотели быть.
Все больше осознавая свою идентичность, вы как будто приобретаете все больше новых выборов, все дальше уходя от образа раба своего прошлого. Вы начинаете по новому думать о своем будущем, и это оказывает сильное влияние на то, кем вы являетесь в настоящем.
Может быть, вы замечаете растущую насыщенность и глубину своих отношений с близкими друзьями, и, наверное, вам хочется проводить больше времени с другими исследователями богатого мира человеческого опыта. И поскольку вы осознали, что действительность создается вами самими, стало легче сознавать ее такой, какой вы хотели бы ее видеть.
Простого обучения уже недостаточно, важно научиться учиться. Так многому нужно научиться, и так мало времени отводится для этого. Мы не только получаем знания и технологии более быстро, но сама скорость получения этих знаний ускоряется.  К сожалению, простое накопление знаний и технических ноу-хау не приносит мудрости, необходимой нам для того, чтобы использовать это богатство на пользу всей планеты и каждого живущего на ней. Мы умны, но еще не мудры.
Девяносто процентов всех научных знаний приходится на жизнь поколения, рожденного в начале девятнадцатого столетия. Оно стало свидетелем того, как научная фантастика его детства превращалась в научный факт. Парадоксальным образом увеличение знаний заставляет нас чувствовать себя все более невежественными и бессильными. Чем больше появляется знаний, тем более невежественными мы становимся, потому что при этом все большего мы не знаем, и тем в большем мы вынуждены полагаться на экспертов, чтобы сделать простейшие вещи.
Цитата
     Александр         Антонов пишет:
Парадоксальным образом увеличение знаний заставляет нас чувствовать себя все более невежественными и бессильными. Чем больше появляется знаний, тем более невежественными мы становимся, потому что при этом все большего мы не знаем, и тем в большем мы вынуждены полагаться на экспертов, чтобы сделать простейшие вещи.
Это сознательная политика торгашей. Знания появляются.
Появляется знания, что есть такие знания, но сами знания
не доступны. Покупай. У человечества два личных врага. Ростовщичества  деньгами и знаниями
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Цитата
Техрук пишет:
Это сознательная политика торгашей. Знания появляются.
Голимым образом проявляется в промэлектронике, в пусконаладке автоматических линий. Например симатик (кажется). Не понял подоплёку Вашего сообщения.
Технические интеллектуалы всё более имеют влияние на олигархов производства. Тем более есть с кого пример брать - с торгашей.
Цитата
Техрук пишет:
У человечества два личных врага. Ростовщичества деньгами и знаниями
Эх Вас размазало по человечеству. К предпринимателям это относится.
Цитата
     Александр         Антонов пишет:
К предпринимателям это относится.
Не думаю, что это индульгенция или право на убийство.
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Цитата
Техрук пишет:
Александр Антонов пишет: К предпринимателям это относится. Не думаю, что это индульгенция или право на убийство.
Это право на предъявление права.
Александр Антонов очень пренебрежительно отозвался о моем сообщении, сравнив его с неким творчеством советских времен. Вы слишком непроницаттельны в этом сравнении, а может просто у Вас искаженное представление о тех временах. Ибо я  родился после развала СССР глубоко не ко всему созданному им отношусь хорошо. Но я тогда не жил, не берусь и оценивать.

А рассуждать о "тенях прошлого" и "осознании своих собственных мысли" и т.п. разве не то пустословие, которое Вы нашли у меня. Я написал большой объем текста, содержащий не какие-то новые мысли, а просто некий анализ самообразования как такового, желал показать первостепенную роль самообразования в человеческом самосовершенствовании. А писать тексты, размышлять, анализировать это и есть составные части самообразования.

Цитата
Александр Антонов пишет: Мы умны, но еще не мудры
- в этом выражении и содержится смысл постоянного самообразования, развития человека - стать мудрым. Но для этого надо учиться всегда, всю жизнь.
Цитата
Александр Жирнов пишет:
А рассуждать о "тенях прошлого" и "осознании своих собственных мысли" и т.п. разве не то пустословие, которое Вы нашли у меня.
Человек озабочен тем, о чём он думает, и даже не догадывается подумать, каким образом он думает.
Цитата
Александр Жирнов пишет:
в этом выражении и содержится смысл постоянного самообразования, развития человека - стать мудрым. Но для этого надо учиться всегда, всю жизнь.
Наука и технологии, которые привели к столь широкой экспансии знаний и нашего воздействия на мир, несут в себе определенные нежелательные последствия, о которых мы лишь начинаем догадываться.  Мы наблюдаем за гибелью бразильских лесов по телевизору, читаем в газетах о глобальном потеплении на всей планете. Ученые могут отследить рост дыр в озоновом слое.
"Сейчас вопрос не в том, будет ли будущее другим или даже неколько другим. Вопрос заключается в том, будет ли оно у нас вообще.Мир в настоящее время слишком опасен, чтобы походить на Утопию" (Бакминстер Фуллер).
По мере того, как идет время и растет количество знаний, два вопроса становятся все более и более неотложными: "Чего стоит Знание? Во что обходится Действие?" Мы разорили внешний мир продуктами науки и технологии. Позиция и взгляд на мир, которые дали нам эту науку и технологию, прочно окопались в нашей культуре и оказывают глубокое воздействие на наш внутренний мир.
Наука выросла на серии контролируемых и воспроизводимых экспериментов над природой, поставленных с целью сформулировать математические законы и теории. Человек больше не рассматривает себя на практике частью природы. Мы пришли к трактовке природы как машины, действующей по законам, наложенным на нее извне, а не как цельный организм. Машина должна быть по природе своей предсказуема. В теоретической науке все, что необходимо сделать, это открыть все законы и обнаружить все взаимодействующие части. Так что поиски были направлены на то, чтобы нарисовать все более и более полную картину природы, а о самом художнике забыли. Знания были оторваны от опыта. Он стал тем, что мы изучали во вторую очередь, а абстрактное тело науки стало существовать отдельно от своего носителя человека и все время росло.  И оказывается, что научные законы уже не связаны с реальным миром человеческого опыта.
Научные теории представляют собой метафорические истории об этом мире, они не являются истиной, это просто один из многих способов думать о мире, точно так же, как рисование является одним из многих способов представления пейзажа. Мы быстро обнаружили, что наш способ мышления о мире до настоящего момента был полезен в одних случаях и катастрофически вреден в других.
Если мы хотим изменить мир, мы должны вначале изменить самих себя. Мы обязаны исследовать и изменить свой внутренний опыт, если мы собираемся оказывать влияние и формировать внешний мир с мудростью. Всё это можно назвать экологией разума, которую пропогандирует нейролингвистическое программирование.
Страницы: 1 2 След.

Самообразование как форма существования, бытия человека


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее