Экспозиция, уходящая в века
С 15 по 22 декабря проходит юбилейная неделя Московского музея современного искусства. С ней связана необычная выставка.
15 декабря Музею исполнилось 10 лет. К юбилею подготовлена новая экспозиция из 200 произведений крупнейших российских художников из коллекции Музея – все эти работы созданы за последние 20 лет.
Особенность Московского музея современного искусства .– его размещение в старинном особняке, что само по себе кажется противоречием. Но его сотрудники придумали оригинальный ход: главным героем новой экспозиции стало само здание музея на Петровке 35. У этого здания богатая событиями история. Первоначально оно принадлежало купцу Михаилу Губину (1780-е годы). Потом там разместилась одна из лучших московских гимназий (1880-1904), которую сменила клиника – «Государственный институт физиотерапии и ортопедии» (1920-1958), после чего здание долгое время пустовало и потихоньку разрушалось. И вот, десять лет назад, после долгой тщательной реставрации (в ходе которой удалось даже восстановить роспись на стенах ) особняк отдали под Музей современного искусства.
Новая экспозиция наслаивает друг на друга разные этапы двухвековой истории особняка, показывает как прошлое включается в жизнь новых поколений. Звуковое оформление выставки отвечает замыслу: 238 592 килобайта памяти включают голоса всех этих эпох.
Смысловое содержание картин в каждом зале перекликается с тем, что переживало когда-то каждое помещение. Так, например, произведение Андрея Бартенева "Инопланетяне" располагается в зале, где в купеческом доме располагалась спальня, затем она стала комнатой для занятий пансионеров гимназии, позже – больничной палатой.
Инсталляция с видеорядом Сергея Шакурова, "Абак" (название переводится, как счеты, что намекает на четки) – это обобщенный образ верующих всех религий. Помещение, в которой она экспонируется, когда-то было интимной гостиной, затем библиотекой и, наконец, операционной.
"Препарируя" религии, Шакуров проецирует на экран священные тексты. А четыре фигуры молящихся то замирают, то снова начинают кланяться. Это не издевка, и не насмешка, и не пропаганда. Это видение художника того, что ему представляется наиболее характерным для мусульман, христиан, иудеев и буддистов.
Серия инсталляций "Насекомые" Александра Соколова выставлена в бывшей жилой комнате, которая позже была квартирой директора гимназии, а затем процедурным кабинетом. Здесь мы видим инсталляцию с будильником "Tempus Transit" («Преходящее время»), c лаптем Adidas popylariis, (то есть распространенный Адидас) и с кроссовкой Adidas vylgaris (то есть, Адидас обыкновенный).
Людмила Синицына