В 1890 году, в январе, вышел первый номер журнала «Наука и жизнь».
В конце XIX века сочетание понятий наука и жизнь имело особый смысл. На глазах одного поколения стал привычным телеграф, появился телефон, на улицы и в дома пришло электрическое освещение. Именно тогда, в 1890 году появился журнал «Наука и жизнь». Сейчас, в 2015 году мы отмечаем 125-летие.
О чем писала «Наука и жизнь» в № 1 за 1890 года? Например, об очередном
проекте моста через Ла-Манш:
«Настоящий век без преувеличения можно назвать веком гигантских сооружений, одним из коих была и Эйфелева башня на Парижской выставке. Теперь готовится новое, ещё более грандиозное и важное сооружение — мост через пролив Ламанш, разделяющий Францию от Англии».
Мы несколько раз обращались к публикациям «Науки и жизни» 1890 года. Например, рассказали об успехах электрического освещения и заслугах
Павла Николаевича Яблочкова.
Внимание редакции привлекла также небольшая
заметка о прогнозах роста населения, которая вышла в 1890 году в одном из первых номеров «Науки и жизни». Её автор — судя по всему, сам главный редактор и издатель журнала Матвей Никанорович Глубоковский — приводил демографические данные по Китаю и России. И, сопоставив уровень прироста населения в сравниваемых странах, предположил: если прирост сохранится на прежнем уровне, Россия вскоре догонит Китай по количеству населения и станет самой многонаселённой державой мира. Прошло 120 лет, а Китай по-прежнему впереди.
Основатель дореволюционной «Науки и жизни» Матвей Никанорович Глубоковский совмещал издательскую деятельность с профессией врача. Он сетовал, что «далеко не всюду можно найти перо и чернильницу», а карандаш не годился для выписывания рецептов. Поэтому, когда в в Москве начала продаваться авторучка Fontaine Pen, Глубоковский радостно встретил это «новое американское изобретение» и опубликовал в «Науке и жизни» № 49 за 1890 год заметку под названием «
Карманное перо».
Поражает статья в дореволюционной «Науке и жизни» о
железных дорогах. Её автор писал о железнодорожном сообщении той поры: «…Засыпаете в Москве, а просыпаетесь в Петербурге». Выходит, лишь появление «Сапсана» (17 декабря 2009 года он совершил первый коммерческий рейс) взбодрило, наконец, сообщение Москва — Санкт-Петербург. До недавнего времени средняя скорость на российских железных дорогах составляла 47 км/ч. Для сравнения: в конце XIX века по трассе Санкт-Петербург — Москва поезда ходили со средней скоростью 44 км/ч.
В статье под названием «
О прогрессе в науке и жизни» в глаза бросается цитата из стихотворения французского поэта: «
…И вот нас гложет новый бог — Прогресс!» Вы начинаете читать — ведь «прогресс», как пишет автор, — тема модная (вероятно, такая же модная, как сейчас «модернизация»). А по мере неторопливого чтения понимаете, что речь-то — о счастье. И не абстрактном, а о вашем собственном.
Мы желаем счастья нашим читателям. Оставайтесь с нами – с «Наукой и жизнью»!
Наука и жизнь // Иллюстрации
Освещение по системе Яблочкова было установлено на улицах Парижа к открытию Всемирной выставки 1878 года.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›